Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

Право на налоговый кредит: иллюзия или все же нет?

С 1 июля одновременно с запуском «полного» режима блокировки налоговых накладных вступает в силу как бы компенсатор - норма о «железном» праве на налоговый кредит. Если налоговая накладная прошла регистрацию, то она безоговорочно дает право на налоговый кредит. Но есть  «тревожные сомнения». Прямо так все замечательно? Разбираемся.

«Многообещающая» норма.

С 1 июля 2017 года, нужно понимать, как вознаграждение за введение режима приостановки регистрации налоговой накладной заработает абз.3 п.201.10 НКУ. В нем указано, что налоговая накладная и/или расчет корректировки к ней, составленные и зарегистрированные после 1 июля 2017 года, является для покупателя таких товаров/услуг достаточным основанием для отражения налогового кредита и не требуют какого-либо дополнительного подтверждения.

Одновременно с этим вследствие ненужности канет в Лету и «либеральная» норма (с последнего абзаца п.201.10 НКУ), которая устанавливала право плательщика показать налоговый кредит по налоговой накладной, содержащей ошибки в обязательных реквизитах, которые не мешают идентификации операции. Напомню ее?

«Налоговая накладная, содержащая ошибки в реквизитах, определенных пунктом 201.1 этой статьи (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар/услугу, входящими в комплект), период, стороны и сумму налоговых обязательств, является основанием для отнесения покупателем сумм налога в налоговый кредит».

В абз.11 того же п.201.10 НКУ есть прямое указание, что такие ошибки не могут быть препятствием для регистрации налоговой накладной. Если соединить ее с 1 июльской нормой о том, что составленная ​​и зарегистрированная после 1 июля 2017 налоговая накладная является для покупателя достаточным основанием для отражения налогового кредита, и не требует какого-либо дополнительного подтверждения, ненужность нормы из последнего абзаца п.201.10 НКУ становится очевидной.

То есть, по сути, нововведения означают, что если налоговая накладная прошла регистрацию в Едином реестре налоговых накладных, то никаких «придирок» к ней уже быть не может. Ни ошибки в обязательных реквизитах, ни сделки с «подозрительным» контрагентом не могут быть поводом для снятия налогового кредита по операции.

С 1 июля 2017 налоговые накладные/расчеты корректировки, зарегистрированные в Едином реестре налоговых накладных, должны «безапелляционно» подтверждать налоговый кредит.

При этом введение этой нормы весьма обосновано. Ведь с 1 июля 2017 налоговая накладная будет проходить уже два этапа проверки в Едином реестре налоговых накладных:

1-й этап - общий (как было ранее). Так, в п.12 Порядка № 1246 указано, что при попадании налоговой накладной в ДФС на регистрацию проверяться будет, в частности, наличие ошибок при заполнении обязательных реквизитов налоговой накладной.

Если этот этап пройден, то никаких придирок к реквизитам налоговой накладной уже быть не должно.

Важно!

Налоговая накладная, по-прежнему должна предоставлять возможность идентифицировать операцию. Иначе возникнет вопрос: а были ли основания вообще ее составлять?

Но об этом ниже.

2-й этап - проверка «на рискованность». На этом этапе будет отлавливаться «фиктивный» налоговый кредит по критериям рискованности. Если налоговая накладная будет отвечать этим критериям, ее регистрацию приостановят и плательщику придется подавать налоговикам документы, необходимые для принятия решения о восстановлении регистрации налоговой накладной.

Если регистрация налоговой накладной будет приостановлена, ​​и после представления налоговикам документов комиссия примет решение о возобновлении ее регистрации, что же еще можно «предъявить» к такой налоговой накладной при проверке. При этом налоговики не вправе в ходе проверки предъявлять претензии относительно «реальности» налогового кредита, и в том случае, если налоговая накладная прошла регистрацию без каких-либо замечаний.

По сути, «прохождение» этого этапа означает, что налоговая накладная прошла проверку на «законность» налогового кредита.

Соответственно, если есть зарегистрированная налоговая накладная, и первичные документы под нее, то есть и право плательщика на налоговый кредит. Все - больше никаких требований нет.

Хотелось бы, что бы, так и было на практике. Иначе какой смысл тогда в этой многообещающей норме.

Все ли ошибки в налоговой накладной на деле заслуживают прощения? Понятно, что Единый реестр налоговых накладных не может отследить всех ошибок в обязательных реквизитах налоговой накладной. Ну, например, той же даты налоговой накладной или номенклатуры товаров.

Поэтому, несмотря на «железное» право на налоговый кредит, налоговая накладная, по-прежнему должна предоставлять возможность идентифицировать конкретную операцию. Ведь норму о том, что право на налоговый кредит неразрывно связано с фактом приобретения или изготовления товаров/услуг (п. 198.3 НКУ), еще никто не отменял.

То есть налоговая накладная должна предоставлять четкое представление о том, что речь идет о поставке товара/услуги, указанных в первичных документах.

Поэтому, например, ложная налоговая накладная, даже если она зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных, конечно, не даст права на налоговый кредит.

По этой же причине с осторожностью нужно подходить и к ошибкам в: (1) дате налоговой накладной; (2) номенклатуре товаров; (3) сумме НДС и общей сумме поставки. Ведь в этом случае иногда достаточно трудно будет доказать, что речь идет именно о той операции, которая указана в первичных документах. Поэтому с этими реквизитами лучше не рисковать.

А вот если первичные документы под операцию есть, и налоговая накладная позволяет определить, что речь идет именно об этой операции, то дальше по такой налоговой накладной претензий быть не может и покупатель может спать спокойно.