Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

Как будет применяться новая система штрафов по контролируемым операциям

С 2017 года заработала новая система штрафов по контролируемым операциям. Но как она будет применяться при конкретных ошибках предприятий? Давайте разберемся с этим вопросом на конкретном примере.

В отчете по контролируемым операциям (ТЦО) за 2015 год пропущена операция на 50000 долларов (при курсе 25,5 грн./$ = 1275000,00грн.).

Какие штрафные санкции могут быть применимы к предприятию, если ошибка будет обнаружена налоговиками, а также при самостоятельном исправлении?

Ситуация первая: ошибку выявляет налоговая.

Если выявит налоговая, то согласно п.120.3 НКУ:

- штраф 1% от непоказанной суммы (12750,00 грн.) за неотражение в отчете;

- штраф 3% от непоказанной суммы (38250,00 грн.) за неотражение в документации.

ИТОГО: 51000,00 грн.

После получения налогового уведомления с вышеуказанными штрафами в течение 40 дней должен быть
представлен уточняющий отчет и документация.

Если они не будут поданы в течении 40 дней, то начнет начисляться штраф за каждый день неподачи начиная с 41 дня в размере 5 прожиточных минимума (для 2015 года = 5 Х 1218,00 = 6090,00грн.). Штраф, например, за 10 дней просрочки составит 60900,00 грн.

Кроме того, может быть применен штраф согласно п.120.4 НКУ 1 прожиточный минимум (для 2015 года 1218,00грн.) за каждый день просрочки декларирования операции начиная с даты применения штрафа согласно п.120.3 НКУ (дата применения штрафа, по нашему мнению, это дата выписки налогового уведомления об этом штрафе): если условно отчет (документация) будут представлены через 10 дней, то этот штраф составит 12180,00 грн.

Ситуация вторая: ошибку исправляет предприятие самостоятельно.

Если ошибку исправить самостоятельно, представив уточняющий отчет, то согласно п.120.4 НКУ:
- штраф 1 прожиточный минимум (для 2015 года 1218,00 грн.) за каждый день просрочки декларирования операции (этот штраф применяется, начиная с 01.01.2017, поэтому расчетная сумма штрафа только за период январь-май 2017 составит примерно более 183000,00 грн.).

ВЫВОД:

Из приведенных здесь расчетов видно, что более предпочтительным является вариант, когда налоговики сами выявят незадекларированную операцию и доначислят 51000,00 грн., а также за несвоевременное представление отчета (документации), если условно после наложения штрафа пройдет 10 дней 12180,00 грн. (дополнительного штрафа за непредставление отчета (документации), который рассчитывается начиная с 41 дня с даты срока уплаты первого штрафа), можно избежать, если не допустить такой просрочки представления отчетности.

ИТОГО: 63180,00 грн.

Такие выводы следуют из официальной позиции ГФС, изложенной в письме от 10.02.2017 р. № 3282/7/99-99-14-01-02-17. Но в НКУ не все указано так, как написали налоговики. Риск заключается втом, что штрафы предусмотренные п.120.4 НКУ должны начисляться за все дни просрочки, а не со дня применения основного штрафа (1% и 3%). А если считать за все дни, то это означает, что плательщик налогов получит кроме основного штрафа (1% и 3%), также штраф по п.120.4 НКУ такой же как и при самостоятельном исправлении, то есть в данном случае при просрочке за период январь-май 2017 составит примерно 183000,00 грн.

Тогда получится 63180,00 грн. 183000,00 грн.

При этом необходимо отметить, что есть также мнение ряда экспертов, что штрафы, установленные п.120.4 НКУ не могут применяться к предыдущим периодам, а только к операциям за 2017 год. В этом случае штраф составит только 1% и 3% от непоказанной операции. По общепринятому принципу права законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратной силы во времени. Этот принцип закреплен в части первой статьи 58 Конституции Украины, согласно которой действие нормативно-правового акта во времени следует понимать так, что его действие начинается с момента его вступления в силу и прекращается с утратой им силы, то есть к событию, факту применяется тот закон или нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили либо имели место. В этом случае, существует вероятность необходимости защиты этой позиции в суде, ведь все будет зависеть от позиции самих налоговиков, а точнее их аппетита.