Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ПО ТРУДУ: ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Порядок государственного контроля за соблюдением законодательства о труде был разработан еще в январе 2017 года, однако он был принят КМУ 26.04.17 г. (постановление КМУ № 295).

Давайте вместе разберемся, чего стоить ожидать и как противостоять незаконной проверке.

Кого будет проверять?

Проверять бизнес – юридических и физических лиц (не обязательно физлиц-предпринимателей, но и просто физлиц), которые используют наемный труд теперь могут не только инспектора Гоструда, но и должностные лица исполнительных комитетов местных органов власти.

Количество проверок в начале 2017 года не выросло именно по причине нехватки ресурсов инспекций по труду, и такую нехватку правительство планирует компенсировать с помощью городских советов.

Очевидно, что в ближайшее время при исполкомах городских советов будут созданы подразделения, которые будут проверять тех предпринимателей, которые подпадают под критерии, которые мы укажем ниже. Не думаем, что это произойдет ранее конца лета – осени 2017 года, так процесс создания нового подразделения и обучения сотрудников требует времени, однако избежать появления новой контролирующей структуры уже не удастся.

Основания для проверки

Первую очередь, проверка ждет тех, относительно которых поступила жалоба работника. В этом плане новшеств нет, как и ранее жалоба физлица практически 100% приведет к проверке. Нужно отметить, что порядком конкретизировано, что поводом для проверки является не любая жалоба от любого физлица, а именно связанная с нарушением трудовых прав жалобщика.

Проверка проводится по информации, которая поступила от суда, правоохранительных и других контролирующих органов, которые во время своей деятельности выявили нарушение трудового законодательства.

Также проверка возможна по решению руководителя регионального отделения Гоструда, если он получил информацию о нарушениях законодательства о труда из любых открытых источников, например новостных сайтов – как понимаете, под данный критерий можно подогнать любой бизнес, достаточно одной статьи в СМИ.

По информации налоговой или госстата о наличии задолженности по зарплате, задолженности по оплате ЕСВ, несоответствия количества работников оборотам и объемам производства – также крайне расплывчатые критерии, под которые на том или ином этапе может попасть каждый предприниматель. Достаточно часто сталкиваясь с работой аналитических налоговых программ и зная качество их работы, нам сложно предполагать, что программы анализа критериев нарушения трудового законодательства будут работать эффективнее.

По информации пенсионного фонда о начислении зарплаты на условиях неполного рабочего времени, выплатах по договорам ГПХ более 1 года или если 30% работников работает по договору ГПХ, не проведении индексации зарплаты более года, отпусках без сохранения заработной платы.

Как видим, при таких критериях проведения проверки – она грозит каждому. И если порядок будет соблюдаться, можно прогнозировать, что каждый предприниматель Украины вынужден будет пройти проверку инспектора по труду.

Порядок проведения проверки

Проверки возможны в форме инспекционных посещений (по сути внеплановая проверка, названная по другому) и не выездных инспекций (аналог налоговой камеральной проверки).
Не выездная проверка будет проводиться по местонахождению инспектора на основании предоставленных субъектом хозяйствования документов.
С инспекционными посещениями все сложнее.

Согласно нового порядка инспектор по труду как Гоструда, так и исполком местного совета, вообще может не уведомлять проверяемого субъекта хозяйствования о том, что проводится проверка, если проверяются вопросы оформления наемных сотрудников и инспектор считает, что такое уведомление помешает проверке. Также порядок не предусматривает обязанности предъявлять направление на проведение проверки.

Однако, утвержденный порядок контроля грубо нарушает Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Инспектор по труду, кроме служебного удостоверения, должен иметь с собой направление на проверку. Копия направления должна быть вручена руководителю (предпринимателю) или представителю проверяемого субъекта хозяйствования.

Если предприниматель не находится по месту регистрации или отсутствуют документы

Есть целый ряд бизнесов, которые просто физически не могут находится по месту регистрации.

Такую ситуацию порядок контроля ставит в один ряд с созданием препятствий в деятельности инспектора труда (отказ в допуске к проведению посещения (непредставление информации, необходимой для проведения инспекционного посещения или не выездного инспектирования), но при этом позволяет избежать ответственности.

В этих случаях составляется акт о невозможности проведения инспекционного посещения, копия акта направляется органам, которым подчинен объект посещения (при наличии), для принятия мер по устранению препятствий и обеспечения присутствия объекта посещения по своему местонахождению.

Соответственно, как мы видим, поскольку ФЛП никому не подчинен, для физического лица-предпринимателя гораздо более выгодно не оказаться в месте своей регистрации в момент посещения инспекторами. Аналогичная ситуация для целого ряда юридических лиц.

В случае отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, предпринимателю направляется копия акта о невозможности проведения инспекционного посещения или не выездного инспектирования и письменное требование с указанием срока восстановления документов. На время выполнения такого требования срок проведения инспекционного посещения или не выездного инспектирования останавливается.
Как видим, в этом порядок также занимает либеральную позицию, позволяющую восстанавливать документы.

Полномочия инспекции

Сразу оговоримся, что целый ряд полномочий инспекторов по труду:

1) при проведении проверки по вопросам выявления неоформленных сотрудников самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда посещать любые производственные, служебные, административные помещения.

То есть, согласно порядка контроля, инспектору по труду, в отличии от органов СБУ или полиции не нужно решения суда для проникновения в жилье или другое владение лица. Считаем, что такие положения порядка грубо нарушают ст. 30 Конституции Украины и вряд ли будут применять на практике.

2) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащие информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом посещения, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещение их копии или выписки.

Такие полномочия вполне стандартны и логичны. При этом инспекторам по труду запрещено изымать у предпринимателей оригиналы финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров и их частей.

3) самостоятельно или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения.

Нужно обратить внимание на тот нюанс, что задавать вопросы инспектор по труду конечно же может, но ни один нормативный акт не предусматривает ответственность для руководителя или сотрудника за отказ отвечать на вопросы инспектора. В тоже время, как показывает практика, сотрудники субъекта хозяйствования, при проверке, несмотря на многочисленные указания руководства, все равно начинают давать пояснения проверяющим. Избежать этого можно только практическими тренингами с практикой действий при проверках.

4) при наличии признаков уголовного преступления и / или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов.

На практике нужно понимать, что проверяющие сразу будут приходить с патрульными полиции или же будут вызывать их при конфликте. Необходимо понимать, что любой полицейский имеет крайне мало полномочий при таком вызове. Он может пресекать нарушения общественного порядка или требовать документы с целью установления личности для фиксации административного правонарушения. Однако, если руководитель и/или сотрудники ничего не нарушают, то отсутствует обязанности давать пояснения и предъявлять документы сотрудникам полиции.

5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения.

Также весьма логичное право. В тоже время, очень часто предприниматели просто не имеют возможности создать новое рабочее место в офисе или забрать его у действующего сотрудника. Соответственно, предоставление проверяющему места в подвале или на кухне офиса не будет нарушением, если другие места для установки дополнительного письменного стола отсутствуют.

6) фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники.

Данное право также не противоречит законодательству, однако необходимо обращать внимание на возможность компиляции видеофрагментов и особенности их фиксации в материалах проверки.

Оформление результатов проверки

По итогу проверки составляются акт проверки и, если выявления нарушения предписание об их устранении.

Один экземпляр акта остается у проверяемого субъекта хозяйствования. Интересно, что согласно порядка, материалы, зафиксированные средствами аудио-, фото- и видеотехники в ходе инспекционных посещений приобщаются к акту в бумажном или электронном виде на дисках для лазерных систем считывания. Соответственно нужно требовать предоставления акта с копией таких материалов.

При чем, если вы не согласны с актом – вы можете его и не подписывать (хотя мы рекомендуем подписать с возражениями). В случае отказа акт будет составлен в трех экземплярах. Два экземпляра акта в течение следующего рабочего дня направляются предпринимателю почтой заказным письмом с описью, один из которых субъект хозяйствования обязан вернуть инспектору. В случае невозврата акта проверки составляется акт об отказе от подписи в двух экземплярах, один из которых направляется предпринимателю заказным письмом с уведомлением о вручении.

Замечания к акту могут быть поданы на протяжении 3 рабочих дней с дня подписания акта и должны быть рассмотрены письменно также в течение 3 рабочих дней.
Замечания к акту проверки являются важным этапом подготовки к будущему судебному обжалованию акта и/или предписания, и не советуем им пренебрегать.