Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРВИЧКЕ: УТРОМ – СТУЛЬЯ, А ВЕЧЕРОМ – ДЕНЬГИ - ТАК МОЖНО?

Лед двинулся - в этом году было внесено ряд существенных изменений в бухгалтерское законодательство, особенно в части регулирования ведения первичных документов, давайте более детально разберемся с этим.

Предыстория

Итак, правки, внесенные Приказом Минфина от 11.04.17 г. № 427 «Об утверждении Изменений в Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете» (далее - Приказ № 427)в Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее – Положение № 88) были от части связаны от части с тем, что 03.01.17 г. вступил в силу Закон от 03.11.16 г. № 1724-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения административных барьеров для экспорта услуг» (далее – Закон № 1724), который внес изменения и в Закон от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996), а от части нет, потому изменения, внесенные в Положение № 88, можно разделить на 2 вида:

·         связанные с изменениями, внесенными Законом № 1724 в Закон № 996 

·         не связанные с изменениями в Законе № 996.

Первичка «на перед»

Большая часть изменений была внесена в Положение № 88 в связи с изменениями, внесенными Законом № 1724 в Закон № 996, нормы Положения № 88теперь хором повторяют нормы Закона № 996: «первичные документы не подтверждают и не фиксируют хозяйственные операции, а лишь содержат сведения о них». Из этого следует, что первичные документы можно, составлять до совершения хозяйственной операции(Письмо Минфина от 16.02.17 г. № 31-11410-06-5/4339).

Нет первички от контрагента – не проблема!

Положение теперь разрешает, отражать операции на основании внутреннего первичного документа, составленного в одностороннем порядке, временно заменяющего полноценный первичный документдо его получения - этим решается проблема получение товара без накладных, задержка в подписании акта о предоставлении услуг и прочие заминки в документальном оформлении состоявшихся операций

Новые нормы Положения № 88 определяют правила документооборота предприятия при отражении хозяйственной операции до получения первичных документов от контрагента.

Фактически этот же порядок был уже описан в письме Минфина от 22.04.2016 г. № 31-11410-06-5/11705 (далее - Письмо № 11705), в нем предлагалось отражать в учете хозоперации до получения от контрагентов первичных документов, в которых должны содержаться полные сведения о хозяйственной операции (на основании тех же счетов-фактур или инвойсов), это письмо продолжает быть актуальным.

Если первичка наконец-то пришла

После поступления первички от контрагента должна быть проведена корректировка (переоценка) ранее отраженной в регистрах бухучета суммы.  В Письме № 11705 рекомендуетсясамостоятельноопределять методику такой оценки в приказе об учетной политике предприятия вместе с перечнем ответственных лиц и сроков представления ими соответствующей информации. Также, Письмо № 11705 указывает, что принятая методика оценки должна применяться на постоянной основе, но при необходимости предприятие может вносить в эту методику изменения. Письмо обосновывает свободу методику оценки тем, что они не урегулированы законодательством по бухгалтерскому учету. В то же время, Письмо № 11705 утверждает, что оценка должна быть максимально точная.

Обратите внимание:в Письме № 11705 сказано, что разница должна быть признана в составе расходов периода, когда возникли основания для уточнения суммы, например, были фактически получены первичные документы от контрагента.