Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

МЕХАНИЗМ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ РЕГИСТРАЦИИ НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ: ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Механизм приостановления регистрации налоговых накладных (далее - НН) и расчетов корректировок (далее —РК) в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) (далее - Механизм) запущен начиная с 01.04.17 г. и будет работать в тестовом режиме до 01.07.17 г. Таким образом, уже на практике мы увидим принцип его работы, ну а пока механизм не заработал полным ходом, предлагаем ознакомиться с теоретической стороной вопроса…

Механизм уже «как бы работает» или что значит тестовый режим?

Напомним, что механизм приостановления регистрации НН и РК в ЕРНН, предусмотренный п. 201.16 Налогового кодекса (далее – НК), был введен Законом от 21.12.16 г. № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по улучшению инвестиционного климата в Украине» (далее – Закон № 1797), который и внес соответствующие изменения в НК.

В соответствии с п. 57 подразд. 2 разд. ХХ НК период с 01.04.17 г. по 01.07.17 г. является переходным, т. е. Механизм фактически запущен, но действует в тестовом режиме - он начинает осуществлять постоянный автоматизированный мониторинг соответствия регистрируемых НН/РК критериям оценки степени рисков, но без фактического приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН, то есть в этот период Механизм выступает больше в качестве инструмента накопления информации.

Критерии, достаточные для приостановления регистрации НН/РК уже определены?

Критерии оценки степени рисков, достаточные для приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН, должен был утвердить Минфин до 01.04.17 г.  Однако, на сегодня есть только проект приказа Минфина «Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, и Перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки» (далее — Проект). Несмотря на то, что Проект еще не утвержден с большой вероятностью можно сказать что этот вариант документа является окончательным, так как сроков для разработки другого просто-напросто нет, а программа, т. е. сам Механизм, уже должна работать с 1 апреля по какому-то алгоритму, и именно этот Проект должен заложить основу для этого алгоритма (скорее всего уже заложил), потому давайте посмотрим, что из себя представляет данный документ…

Итак, Проектом утверждаются сразу несколько документов:

·         Критерии оценки степени рисков, достаточные для остановки регистрации НН/РК в ЕРНН (разработано в соответствии с пунктом 74.2 НК);

·         Перечень документов, достаточных для принятия решения о регистрации НН/РК в ЕРНН (разработан в соответствии подпункта 201.16.1 НК);

·         Таблица приобретения (получения) и производства товаров/услуг (приложение 1);

·         Таблица потенциально заменяемых/подменяемых товаров (код УКТ ВЭД) при выполнении хозяйственных операций (приложение 2);

·         Таблица КВЭД производителей (приложение 3).

Кроме того, Проект вводит новую терминологию: «нереальная хозяйственная операция», «риск», «критерий оценки степени рисков», «контроль соответствия реализованных товаров приобретенным», «таблица налогоплательщика» (п. 3 разд. 1 Критерии оценки степени рисков, достаточные для остановки регистрации НН/РК в ЕРНН):

·         нереальная хозяйственная операция- документально оформленная налогоплательщиком операция по поставке товаров/услуг (корректировка его объема) при наличии налоговой информации о невозможности осуществления (фактического неосуществления) такой операции или о недостоверности данных по ее осуществлению;

·         риск- вероятность составления налогоплательщиком НН/РК по нереальной хозяйственной операцией вопреки требованиям пп. «а»/«б» п. 185.1, пп. «а»/«б» п. 187.1, абз. 1 п. 201.1, п. 201.7 и 201.10 НК или с нарушением норм налогового законодательства;

·         критерий оценки степени риска, достаточный для остановки регистрации НН/РК в ЕРНН- определенный признак риска, соответствие которому выясняется по результатам автоматизированного анализа данных о налогоплательщике, его деятельности и операции, по которой им составлена НН/РК, который (признак) является достаточным основанием (самостоятельно или в совокупности) для остановки регистрации НН/РК в ЕРНН;

·         контроль соответствия реализованных товаров приобретенным- проверка НН/РК, которые налогоплательщик намерен зарегистрировать в ЕРНН, на соответствие наличию такого товара, как приобретенного налогоплательщиком, или наличию материально-технических и технологических возможностей для его создания;

·         таблица приобретения (получения) и производства товаров/услуг - общая информация налогоплательщика о номенклатуре товаров/услуг, которые в процессе хозяйственной деятельности на постоянной основе приобретаются и производятся ним (приложение 1).

Просмотрев все выше сказанное, возникает закономерный вопрос на наличие каких таких критериев риска будут проверяться хозяйственные операции, отраженные в НН/РК, что и с чем будут сопоставлять чтобы определить рисковость операции и приостановить регистрацию НН/РК? - Давайте начнем с простого что не будут контролировать.

Случаи, когда Механизм не работает

 

Не подлежат контролю и соответственно оценке на наличие признаков риска НН/РК, составленные плательщиком:

1.      у которого сумма НДС в текущем месяце (с учетом регистрируемой НН/РК) составляет менее 50 тыс. грн, и руководитель налогоплательщика является лицом, занимающим аналогичную должность менее чем у 4-х налогоплательщиков;

2.      у которого сумма ЕСВ и налогов/сборов, уплаченных в сводный бюджет, за 2016 год составляет более 5 млн грн (норма применяется временно с 01.07.17 г. до 01.01.18 г.);

3.      который выполняет налоговую нагрузку по уплате ЕСВ и всех налогов и сборов в сводный бюджет за последние 12 календарных месяцев в соотношении к объему поставки товаров/услуг, указанному в НН, зарегистрированных в ЕРНН, за такой же период, на уровне 8%. Важно: при этом сумма НДС всех зарегистрированных налоговых накладных (с учетом НН/РК поданной на регистрацию) в текущем месяце не должна превышать сумму НДС налогового периода, в котором были зарегистрированы НН на наибольшую сумму за последние 12 месяцев, увеличенную на коэффициент 1,3.

Соответственно, все другие операции по поставке товаров (работ, услуг), следствием которых стало представление НН/РК, регистрируемых в ЕРНН, являются объектом контроля на соответствие критериям рисковости операции.

Критерии, достаточные для остановки регистрации НН/РК в ЕРНН

Согласно Проекту, критериями, достаточными для остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, являются:

·         несоответствие количества/объемовили отсутствие приобретения товаров/ услуг при их реализации (с учетом имеющихся показателей таблицы налогоплательщика (приложение 1 к Проекту) и преобладание в налоговом кредите кодов УКТ ВЭД товаров, указанных в приложении 2 к Проекту (более 20 %) (в приложении 2 перечислены потенциально заменяемые/подменяемые товары, скорее всего имеются в виду, товары, которые по статистике чаще всего участвуют в «скрутках»);

·         информация от плательщика и/или правоохранительных органов о том, что электронные цифровые подписи должностных лиц налогоплательщика, которыми подписана НН, направленная на регистрацию в ЕРНН, изготовлены с нарушением законодательства;

·         отсутствие документов, удостоверяющих право субъекта хозяйствования на осуществление определенного вида деятельности (разрешительных документов, лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности, которые требуются в соответствии с законодательством для производства или реализации этих товаров/услуг) в отношении товаров/услуг, которые указаны в НН/РК. В таком случае осуществляется проверка соответствия кодов УКТ ВЭД товаров/кодов услуг, указанных в НН, которая регистрируется в ЕРНН, определенным кодам УКТ ВЭД/кодам услуг, для реализации/предоставления которых у налогоплательщика должны быть соответствующие разрешительные документы (в том числе разрешительные документы налогоплательщиков проверяются по их реквизитам с учетом срока их действия);

·         должностное лицо налогоплательщика - юридического лица или налогоплательщик-физическое лицо признано судом виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 (фиктивное предпринимательство) или 209 (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем) Уголовного кодекса, если судимость за это преступление не была погашена или снята;

·         налогоплательщиком предоставлен для регистрации в ЕРНН за текущий месяц расчеты корректировки для неплательщиков налогов с общей суммой НДС (нарастающим итогом) 50 тыс. грн и больше.

Рассмотрение вопроса об возобновлении регистрации

31.03.2017 вступило в силу постановление КМУ от 29.03.17 г. №190 «Об установлении оснований для принятия решения комиссией Государственной фискальной службы о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или об отказе в такой регистрации» (далее - Постановление №190).

Постановлением №190 установлено, что решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК, регистрация которых остановлена в автоматическом режиме вследствие соответствия критериям оценки степени рисков, принимает комиссия ГФСУ на основании полученных от плательщика письменных объяснений с подтверждением указанной в НН/РК информации и/или копий документов. Такие объяснения и документы можно подать в орган ДФС в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в НН/РК. Таким образом, основаниями для принятия комиссией ДФС решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки являются:

1.      непредоставление плательщиком НДС письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в НН/РК, в отношении которых применена процедура остановки регистрации в соответствии с пунктом 201.16 НК;

2.      непредставлениеплательщиком НДС копий документов в соответствии с пп. «в» пп. 201.16.1 НК (конкретный перечень же документов, требуемый от Вас органом ГФС, будет указываться в квитанции об остановке регистрации НН/РК);

3.      предоставлениеплательщиком НДС копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточными для принятия комиссией ДФС решения о регистрации НН/РК.

Организационные и процедурные основы деятельности Комиссии Государственной фискальной службы Украины, которая принимает решение о регистрации НН/РК в ЕРНН или об отказе в такой регистрации, а также права и обязанности ее членов утверждены проектом приказа Минфина «Об утверждении Порядка работы Комиссии, которая принимает решение о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказ в такой регистрации».

Раз уж речь зашла о предоставлении документов, тут стоит упомянуть, что Проектом утвержден также «Перечень документов, достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации НН/РК в ЕРНН». Этот перечень включает следующие документы, предоставление которых может потребовать орган ГФС для регистрации «забракованных» НН/РК (конкретный перечень же документов, требуемый от Вас органом ГФС, будет указываться в квитанции об остановке регистрации НН/РК):

·         договоры (внешнеэкономические контракты) с приложениями, переписка с контрагентами, таможенные декларации;

·         первичные документы по поставке товаров / услуг, хранения и транспортировки, погрузки, разгрузки продукции, складские документы, инвентаризационные описи;

·         расчетные документы, банковские выписки из лицевых счетов;

·         счета-фактуры (инвойсы), акты приемки- передачи, предоставления услуг, накладные;

·         документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия и т.д.), наличие которых предусмотрено договором или законодательством;

·         документальное подтверждение наличия трудовых ресурсов, материально-технических и технологических возможностей для осуществления хозяйственных операций.

Отдельно следует остановиться на таблице налогоплательщика (приложение 1 к Проекту), которую он имеет право представить ГФСУ после приостановления регистрации (вместе с пояснениями и копиями вышеперечисленных документов). Таблица содержит информацию о кодах КВЭД, УКТ ВЭД или услугу (ДК 016-2010), а также наименование товаров/услуг, которые на постоянной основе приобретает (получает) и производит такой плательщик. Если Механизм выявляет несоответствие в кодах, данные таблицы плательщика налога учитываются при анализе расхождений в кодах полученных и реализованных товаров/услуг. При этом если в результате проведенного анализа с учетом данных таблицы плательщика устанавливается соответствие данных, НН/РК регистрируется, в противном случае - нет.