Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

Репетиция по остановке регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки

1 апреля вступил в силу п. 201.16 ст. 201 НКУ, согласно которому регистрация в ЕРНН налоговой накладной (расчета корректировки) может быть остановлена в порядке, определенном КМУ, в случае соответствия такой налоговой накладной (расчета корректировки) совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации.

С этой целью в ЕРНН согласно п. 74.2 ст. 74 НКУ должен проводиться постоянный автоматизированный мониторинг соответствия налоговых накладных и расчетов корректировки критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки такой регистрации. Эти критерии должны быть утверждены Минфином.

Однако, ни КМУ, ни Минфин на сегодняшний день соответствующие документы не приняли. КМУ утвердил только основания для принятия решения комиссией ГФС о регистрации налоговой накладной (расчета корректировки) в ЕРНН или об отказе в такой регистрации (постановление от 29.03.2017 г. № 190).

Причем, несмотря на такое название, документ содержит только основания для принятия решения об отказе, которыми являются:

-  непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной/расчете корректировки;

-  непредоставление налогоплательщиком копий соответствующих документов;

-  предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточными для принятия комиссией ГФС решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки.

Поскольку этот документ чисто декларативный, то следует ожидать более подробного документа от ГФС.

Необходимо напомнить также, что в случае остановки регистрации налоговой накладной или расчета корректировки, в течение операционного дня продавцу/покупателю (абз.10 п. 201.10 ст. 201 НКУ) направляется квитанция в электронном виде в текстовом формате, в которой указываются:

-  порядковый номер и дата составления налоговой накладной (расчета корректировки);

-  критерии оценки степени рисков, на основании которых была осуществлена остановка регистрации;

-  предложение о предоставлении налогоплательщиком объяснений (копий документов), достаточных для принятия контролирующем органом решения о регистрации.

Такие объяснения и копии документов должны быть представлены в орган ГФС по основному месту учета налогоплательщика в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства по налоговой накладной (расчету корректировки). Не позднее следующего рабочего дня объяснения и копии документов передаются специально созданной комиссии, которая в течение 5 рабочих дней должна направить налогоплательщику решение о регистрации или отказе в регистрации. Правда, из формулировки не совсем ясно, с какой даты начинает отсчитываться указанный пятидневный срок: со дня получения документов органом ГФС или такой комиссией.

К сожалению, НКУ не предусмотрено, что будет, если комиссия в установленный срок не направит такое решение.

Согласно п. 56.23 ст. 56 НКУ налогоплательщик может обжаловать решения об отказе. Жалоба подается в ГФС и рассматривается указанной комиссией в течение 10 календарных дней со дня ее получения. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен. Если мотивированное решение по жалобе в течение 10-дневного срока не принято, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока.

Особо следует отметить, что период с 1 апреля по 1 июля 2017 года является переходным периодом, в течение которого процедура остановки регистрации осуществляется без фактической остановки регистрации налоговой накладной (расчета корректировки) в ЕРНН (п. 57 подраздела 2 раздела XX НКУ).

Также, после 1 июля 2017 года налоговая накладная (расчет корректировки), составленная и зарегистрированная в ЕРНН налогоплательщиком-поставщиком, является для покупателя достаточным основанием для начисления сумм налога, включается в налоговый кредит и не требует какого-либо другого дополнительного подтверждения.