Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПОД УГРОЗОЙ «НЕЗАВИСИМОСТИ»

 

Под елочку наш национальный законодатель, как всегда неряшливо набросал кучу изменений налогового законодательства, не обошлось и без изменений норм трансфертного ценообразования (далее - ТЦО) – чтобы бухгалтера точно не расслаблялись.Некоторые которые изменения, например, увеличение стоимостных критериев в лучшую сторону (до 150 млн грн), а некоторые, внесенные Закономот 21.12.2016 г. № 1797-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по улучшению инвестиционного климата в Украине» (далее - Закон № 1797) – наоборот. Так, например, введения нового критерия ценообразования – критерия «независимости» - о нем и пойдет речь в нашей публикации.

Независимость – «не связанность», зависимость – связанность

Как известно, одним из критериев «связанности» лиц является владение корпоративными правами другого лица в размере 20 % и более (пп.14.1.159 НК), это было сделано для того, чтобы свои контролируемые операции сравнивали с подобными контролируемыми операциями, но которые осуществляются не связанными лицами. При этом самый сложный вопрос, это вопрос поиска информации о таких сопоставимых контролируемых операциях.

Изменения, предлагаемые Законом № 1797 предлагают резко сократить количество сопоставимых операций, потому как по сути исключаются все данные по предприятиям, имеющим в собственности более 20% доли в уставном капитале любого другого предприятия или же имеющим собственником другое предприятие (более 20% доли в уставном капитале), на этом остановимся по подробнее дальше.

Независимость в ТЦО — кто и от чего должен «не зависеть»?

 

Итак, изменения в НК, внесенные Законом№ 1797, вводят с 01.01.17 г., так называемый принцип «независимости», который может «навести шороху» среди «жертв» ТЦО.Так, в пп. 39.3.2.9 НК (в редакции Закона № 1797) приведены условия (критерии), одновременное соблюдение которых указывает на возможность использования информации о сопоставимых юридических лицах для расчета финансовых показателей, указанных в пп. 39.3.2.5. В качестве одного из критериев определения сопоставимости операции названа следующая особенность, что сопоставлять операции можно:

·         (или)если сопоставимое юридическое лицо не владеет прямо и/или опосредствованно корпоративными правами другого юридического лица с долей такого участия более 20 %;

·         (или)если сопоставимое юридическое лицо не имеет в качестве участника (акционера) юридическое лицо с долей прямого (опосредствованного) участия более 20 %.

Ну и что тут такого? - скажете Вы, - а дело в том, что наиболее сложным вопросом для составления ТЦО-документации, в частности расчета цены, соответствующей принципу «вытянутой руки», является поиск информации, и, принцип «независимости», предусмотренный нормой пп. 39.3.2.9 НК, уменьшает анализ информации, «разрешенной» для анализа для всей экономики Украины, в силу ее «централизации», и это объясняется следующим.

Критерии определения «нормальной» цены
(цены, соответствующей принципу вытянутой руки)

Мы знаем, что для расчета цены контролируемой операции, соответствующей принципу «вытянутой руки», НК предлагает пять методов, а именно (п.39.3 НК):

 

  1. сравнительной неконтролируемой цены;

  2. цены перепродажи;
  3. «затраты плюс»;
  4. чистой прибыли;
  5. распределения прибыли.

При этом 1-й и 5-й методы сложно применимы, потому, обычно, более широко применим методы, основанные на анализе рентабельностей, то есть 4-й метод - «чистой прибыли». Дело в том, что довольно-таки сложно получить информацию о сравнении цен, и тем более о распределении прибыли между участниками операции - эту информацию обычно берут из специализированных баз данных «RUSLANA», «AMADEUS», «SPARK».  

Так, например, база данных RUSLANA (как наиболее распространенная, но далеко не бесплатная) предоставляет информацию по более 5000 предприятиям, давно работающим и прибыльным, с оборотом свыше 150 млн грн., без учета критерия «независимости».

После введения принципа «независимости» количество этих предприятий сократиться почти в 3 раза - это мало того, что снижает спектр сопоставления, а с учетом, проведения анализа в разрезе отраслей экономики, цифры могут быть вообще «неумолимо малы».