Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ «ПО-НОВОМУ»: КАК ЭТО БУДЕТ В 2017 ГОДУ?

В связи с внесением Закона от 03.11.16 г. № 1726 «О внесении изменений в Закон Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" относительно либерализации системы государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 1726) изменений в Закон от 05.04.07 г. № 877 «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 877), с 01.01.17 г. действие Закона № 877 распространено и на деятельность органов ГФС, за исключением их деятельности в сферах валютного и таможенного контроля, потому, начиная с 01.01.17 г., при проведении проверок обязаны соблюдать не только Налоговый кодекс (далее - НК) но и нормы ст. 1, 3, ч. 1, 4, 6 - 8, абз. 2 ч. 10, ч. 13, 14 ст. 4, ч. 1 - 4 ст. 5, ч. 3 ст. 6, ч. 1 - 4, 6 ст. 7, ст. 9, 10, 19, 20, 21, ч. 3 ст. 22 Закона № 877. Кроме того, следует поговорить о новшествах, внесенных Закон от 21.12.16 г. № 1797 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» (далее – Закон № 1797) и не говоря уже о Законе от 03.11.16 г. № 1728 «О временных особенности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (закон о моратории на 2017 г., далее – Закон № 1728). Конечно, эти изменения коренным образом конечно не изменили процедуры контроля, проводимые фискальными органами, но все же внесли некоторую свою лепту в эти увлекательные процессы.

1.      Запросы ГФС

Запросы по встречным сверкам

С 01.01.17 г. Законом № 1797 п. 73.5 НК изложен в новой редакции, таким образом, чтобы налогоплательщик, который получил запрос на встречную сверку, мог определить законность составления запросов о встречной сверке. Так норма уточняет, если сверка проводиться для изучения реальности хозяйственных операций (их «товарности»), то налоговый орган имеет право провести встречную сверку с контрагентом налогоплательщика, которого проверяют, например, чтобы провести сверку с предприятием «Б», его контрагента предприятие «А» в этот момент должны проверять.  Сроки ответа на такой запрос - 10 рабочих дней, далее – р. д. (абз. 12 п. 73.3 НК).

Кроме того, во время проведения встречной сверки выясняют только вопросы, указанные в письменном запросе контролирующего органа на проведение встречной сверки. А повторные встречные сверки контролирующими органами по одному и тому же вопросу запрещено.

Обратите внимание на то, что не представление информации на такой запрос может стать основанием для назначения внеплановой проверки – это предусматривает новый пп. 78.1.19 НК. Внеплановая проверка проводится только вопросам, указанным в акте сверки. Потому изучая запрос на предмет обоснованности, следует учитывать риск внеплановой проверки.

Изменение сроков предоставления ответа на запрос от ГФС

Срок ответа на запросы (кроме запроса о встречную сверку), которые составляются в соответствии с требованиями п. 73.3, п. 78.1.1 (запрос в связи выявленными нарушениями), 78.1.4 (запрос в связи выявленными недостоверными данными в декларациях), 78.1.9 (запрос по жалобе другого плательщика о непредставлении налоговой накладной (далее - НН) или расчета корректировки (далее - РК)) НК с 01.01.17 г. составляет 15 р. д. со дня, следующего за днем ​​получения запроса.

 

Подписание запросов от ГФС

С 01.01.17 г. Запросы, которые направляют фискальные органы, подписываются руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа. Правда, как налогоплательщик должен проверить полномочия такой «уполномоченного лица» органа ГФС, пока неизвестно. Мы считаем, что соответствующие сведения должны быть указаны в запросе, ведь иначе трудно определить законность составления этого запроса. Аналогичные требования по подписи «уполномоченного лица» установлены и для сообщений и приказов на проверки (п. 81.1 НК) и налоговых уведомлений-решений (далее - НУР) (п. 86.8 НК).

2.      Камеральные проверки: установлены четкие сроки для камеральных проверок для всей отчетности

Сроки для камеральной проверки любой отчетности (деклараций и уточняющих расчетов по любому налогу, а не только НДС) теперь составляют 30 календарных дней (далее – к. д.), следующих за последним днем ​​предельного срока подачи отчетности, а если такие документы были предоставлены позже - за днем ​​их фактического представления. Камеральная проверка по другим вопросам, таким как своевременности регистрации и правильности заполнения НН и РК, проводится с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК, т. е. в течении 1095 к. д.

3.      Допуск к проверке

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 877, субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внепланового мероприятия с предоставлением ему копии удостоверения (направления) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля), что  не противоречит п. 81.1 НК. Но требования по оформлению фискалами направление на проверку несколько расширены в ч. 3 ст. 7 Закона № 877, так, направление должно содержать предмет осуществления мероприятия и информацию об осуществлении предварительного мероприятия (тип мероприятия и срок его осуществления), именно  тут налогоплательщик, должен обратить на факт повторности проверки, сравнивая предметы предстоящей проверки с предыдущими (ст. 10 Закона № 877).

Кроме того, с 01.01.17 р. в п. 81.2 НК приведен порядок составления акта о недопуске к проверке и его подписания:

·         если налогоплательщик отказывается допускать проверяющих к проверке, последние безотлагательно составляют в двух экземплярах акт, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных причин отказа; один экземпляр акта вручается под подпись, сразу после его составления, налогоплательщику и/или уполномоченному лицу налогоплательщика;

·         налогоплательщик вправе предоставить письменные объяснения составленному контролирующим органом акта отказа;

·         если налогоплательщик отказывается подписать акт отказа от допуска или предоставить пояснения к нему, проверяющие свидетельствуют это отдельным актом.

4.      Фактические проверки: изменены основания для проведения фактических проверок

С 01.01.17 г. Назначении и проведении проверок органами ГФС осуществляются с соблюдением принципов, установленных в ст. 3 Закона № 877, а именно принципы:

·         объективности и беспристрастности осуществления государственного надзора;

·         недопустимости проведения проверок субъектов хозяйствования по анонимным и другими безосновательными заявлениями;

·         неотвратимости ответственности лиц за подачу анонимных и необоснованных заявлений.

Реализация на практике данных принципов вызывает сомнения, но это не означает что перед проверкой стоит о них забывать – лучше хотя бы предпринять шаги чтобы проверить насколько эти законодательные принципы соблюдены при назначении проверки.

Изложены в новой редакции п. 80.2.2 и 80.2.5 НК, которые предусматривают основания для проведения фактической проверки:

·         в случае получения в установленном законодательством порядке информации от госорганов или органов местного самоуправления, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, в частности, осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций , наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, производства и оборота подакцизных товаров (пп. 80.2.2 НК);

·         в случае получения в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, и целевого использования спирта налогоплательщиками, а также осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива (пп. 80.2.5 НК).

5.      Плановые проверки

Обнародование плановых проверок

Законом № 877 интегрированный автоматизированную систему государственного надзора (далее - ИАС госнадзора, мы о ней писали здесь), в которой все органы госнадзора должны вносить сведения о плановых проверках в следующий год до 15 октября текущего года (ч. 1 ст. 5 Закона № 877). Сейчас выполнение этой нормы затруднено, ведь сама ИАС госнадзора еще не создана. Поэтому получить информацию о проведении органами ГФС плановых мероприятий следует на ее официальном сайте (п. 77.1 НК).

Проблема плановых проверок юридических лиц и обособленных подразделений

В ч. 1 ст. 5 Закона № 877 указано, что при наличии у субъекта хозяйствования обособленных подразделений плановые мероприятия государственного надзора (контроля) в отношении такого предприятия могут осуществляться одновременно во всех обособленных подразделениях в течение срока осуществления одного планового мероприятия. Здесь есть несколько нюансов:

·         во-первых, речь идет лишь об обособленных подразделениях, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юрлиц, физлиц-предпринимателей. Отделов (структурных подразделений), которые расположены по другому адресу, чем юридическое лицо, и о которых направлены уведомления по форме №20-ОПП, это не касается;

·         во-вторых, напомним, что Законом № 1728 установлен запрет на проведение проверок органами ГФС субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти временно осуществляют свои полномочия, и в населенных пунктах, расположенных на линии «соприкосновения» (перечень населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, и перечень населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения, утверждаются и актуализируются КМУ в соответствии с Законом «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции».) в период проведения АТО (п. 5 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона №1726).

Проведение плановых проверок в зависимости от степени риска

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 877 органам ГФС теперь придется заново разработать не только критерии риска, но и методику разработки таких критериев, которая утверждается КМУ, это значит, что плановые проверки субъектов хозяйствования с (ч. 2 ст. 5 Закона № 877):

·         высокой степенью риска должны проводиться не чаще 1-го раза в 2 года;

·         со средней степенью риска - не чаще 1-го раза в 3 года;

·         незначительной степенью риска - не чаще 1-го раза в 5 лет.

Более того, ч. 3 ст. 22 Закона № 877 предусматривает, если не утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности, периодичности проведения плановых мероприятий и перечень вопросов для их осуществления, то такие субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска и подлежат государственному надзора (контроля) не чаще 1-го раза в 5 лет.

Это противоречит п. 77.2 НК, согласно которому налогоплательщики с:

·         высокой степенью риска должны проверяться не чаще 1-го раза в календарный год;

·         средней степенью риска - 1 раз в 2 года;

·         незначительной степенью риска - 1 раз в 3 года.

Унифицированный акт проверки, форме зависящей от степени риска деятельности предприятия

Часть 2 ст. 5 Закона № 877 требует унификации всех актов проверок, а ст. 10 Закона № 877 указывает на то, что налогоплательщик имеет право не допускать должностных лиц контролирующего органа к проверке (плановой или внеплановой), в случае если ГФС не утвердит и не обнародует на своем официальном веб-сайте унифицированную форму акта, в которой предусматривается перечень вопросов в зависимости от степени риска, в «теории» это поможет не допустить налоговиков на плановую проверку.

6.      Внеплановые проверки

Вернулись к старым основаниям к проведению проверки (по одному из пунктов)

Внесены изменения в части организации внеплановых документальных проверок, а именно уточнены основания для их проведения. В частности, пп. 78.1.1 НК дополнен возможностью проведения внеплановой проверки также в случае получения информации, свидетельствующей о нарушении требований налогового законодательства (так и было до 2016 г., однако в 2016 г. этот пункт предусматривал проведение проверки в случае обнаружения нарушений, не связанных с налоговым законодательством: ВЭД, РРО, касса и прочее).

Прокурор и следователь уже не могут назначать внеплановые проверки

С 01.01.17 г. теперь нельзя проводить внеплановые проверки по постановлениям:

·         органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность;

·         следователя или прокурора.

Новая редакция пп. 78.1.11 НК предусматривает, что внеплановую проверку может назначать только суд, в связи с расследованием уголовного дела.

Повторность проверок по решению суда

Пункт 78.2 НК, в новой редакции снимает запрет на повторные проверки по решению суда (следственного судьи), если раньше можно было не допускать к проверке, назначенной по решению суда или следователя на том основании, что этот период уже проверен, то сейчас такой «номер» не пройдет.

7.      Требование о прекращении проверки

Статья 10 Закона № 877 дает право налогоплательщику воспользоваться правом требовать прекращения проверки органом госконтроля в случае:

·         превышение должностным лицом органа государственного надзора (контроля) максимального срока осуществления такого мероприятия;

·         использование должностными лицами органа государственного надзора (контроля) неунифицированных форм актов;

·         выяснения должностными лицами при осуществлении внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) по иным, чем те, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления такого мероприятия.