Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

МОРАТОРИЙ НА ПРОВЕРКИ ГОСОРГАНОВ В 2017 ГОДУ, ВСЕ-ТАКИ ИМЕЕТ МЕСТО БЫТЬ

03.11.16 г.на основании законопроекта от 18.09.15 г. № 3153 (далее – Проект № 3153) ВРУ был принят Закон «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (закон о моратории на проверки в 2017 г.). Проект № 3153 был подан президенту на подпись лишь 30.12.16 г. В этот промежуток времени, между 03.11.16 г. и 30.12.16 г., в Раде инициативной группой депутатов также было зарегистрировано предложение об отмене проекта № 3153, но оно не было одобрено.

Таким образом, преодолев все трудности, Проект № 3153 был-таки подписан и приобрел статус закона (Закон от 03.11.16 г. № 1728 «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», далее – Закон № 1728), который установил мораторий на некоторые проверки в 2017 г.

Однако стоит отметить, что Закон № 1728 был принят в некотором отличии от своего «макета» проекта № 3153, который мы ранее анализировали, потому в этой консультации мы хотим проанализировать окончательный вариант моратория на проверки в 2017 г., реализованный в Законе № 1728.

Плановые проверки

Как мы уже говорили, мораторий на проведение госорганами плановых проверок действует с 01.01.17 г. до 31.12.17 г. (ст. 2 Закона № 1728) – это остается в силе, это важно, ведь в тексте Проекта № 3153, по стечению ряда обстоятельств, было указано, что мораторий действуетдо 31.12.16 г. (об этом мы уже вели речь в предыдущей публикации посвященной проекту № 3153)

 

Внеплановые проверки

Перечень оснований, при которых возможно проведение проверки, а именно внеплановой проверки (потому как плановые запрещены), в этот период, остается прежним (ст. 3):

1.      Обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав проводится органом государственного надзора по согласованию с Государственной регуляторной службой.

2.      По письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган надзора о проведении проверки по его желанию.

3.      По решению суда.

4.      В случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

Как и Проект № 3153, Закон № 1728 говорит, что при наличии вышеперечисленных оснований, Государственная регуляторная служба (далее - ГРС) обязана до начала проведения внеплановой проверки обнародовать на своем сайте (http://www.dkrp.gov.ua/) согласие - без обнародования этого согласия внеплановая проверка не возможна (ст. 4 Закона № 1728), более того, требование о предъявлении копии разрешения ГРС субъекту хозяйствования перед началом проверки также сохранилось (ст. 5).

Законом также определены права субъектов хозяйствования, в частности, они имеют право не допускать должностных лиц органа государственного надзора для проверки, если им не предъявлено соответствующее согласование.

Сохранился ли список исключений, на которые не распространялся «мораторий-2017»?

В ст. 6 Закона № 1728 приведен следующий список госорганов и проверок, на которые не распространяется действие моратория проводимых:

1.      органом государственного регулирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг;

2.      органом, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг;

3.      центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, и его территориальными органами;

4.      центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственного таможенного дела и его территориальными органами (органы ГФС);

5.      центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного финансового контроля и его территориальными органами (КРУ);

6.      центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля;

7.      центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики и реализует её в сфере безопасности использования ядерной энергии, и его территориальными органами;

8.      Государственной службой Украины по вопросам труда и его территориальными органами;

9.      центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства Украины и является уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации;

10.  центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, и его территориальными органами (в части проверки соблюдения государственных строительных норм, государственных стандартов и правил доступности для маломобильных групп населения);

11.  центральным органом исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов (экологическая инспекция);

12.  Национальным Советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания;

13.  Нацбанком;

14.  Антимонопольным комитетом.

В этом списке исключений появился «новичок» - проверки Государственной службы Украины по вопросам труда и его территориальными органами. Это связано с тем, что КМУ провозгласил о необходимости борьбы с выплатой зарплат в конвертах. Недавно Президент подписал Закон, которым установлен штраф в размере 100 минимальных заработных плат (с 01.01.17 г., т. е. это 320 тыс. грн) за недопущение госинспектора труда к проверке, если она осуществляется с целью выявления работников с неоформленными трудовыми договорами, выплаты заработной платы без начисления и уплаты единого взноса. Текстом Проекта № 3153 действие моратория на Госинспекцию по труду таки распространялось, однако принятым Законом № 1728 это было исправлено в пользу поддержания политики борьбы с выплатой зарплат в конвертах.

«Плохие новости»


До 31.12.2017 г. (на период действия моратрия-2017) прекращается действие Закона Украины от 
23.02.12 г. №4448-VI «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере 
хозяйственной деятельности относительно физических лиц-предпринимателей и юридических лиц, 
применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности». В частности, сняты 
ограничения по проверкам органами санитарного контроля, Государственной инспекции по труду, 
органами соцзащиты и Госпотребназора «упрощенцев» (юрлиц и ФЛП), которые не являются плательщиками
 НДС и деятельность которых не отнесена к высокой степени риска (согласно Закону о госнадзоре), 
и ограничения ПФУ в проверках единщиков (юрлиц и ФЛП) со средней степенью риска от осуществления 
хоздеятельности. Единщикиов в 2017 г. будут проверять согласно с общими положениями Закона от 
05.04.07 г. № 877 «О госнадзоре» и, собственно (в первую очередь), с учетом вышеизложенных правил 
Закона №1728.