Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

Ответственность за нарушение законодательства о труде

За нарушение трудового законодательства установлена как уголовная, так и административная ответственность, к которой могут быть привлечены руководители юридических лиц, а также физические лица - предприниматели, использующие труд наемных лиц.

Кроме этого, с 1 января 2015 года Законом Украины от 28.12.2014 г. № 77-VIII введена финансовая ответственность за нарушение некоторых норм трудового законодательства.

Поскольку периодически в нормативные акты, устанавливающие административную или уголовную ответственность, вносятся изменения, следует обратить внимание на вопросы, связанные с действием законов во времени и порядком их применения.

Согласно ст. 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Аналогичные положения содержатся в ст. 4 и УК, согласно которым преступность и наказуемость деяния определяются законом об уголовной ответственности, действовавшим во время совершения этого деяния. Закон об уголовной ответственности, отменяющий преступность деяния или смягчающий уголовную ответственность, имеет обратное действие во времени, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Причем закон об уголовной ответственности, усиливающий ответственность, не имеет обратного действия во времени.

Такие же положения в отношении применения административной ответственности содержатся в ст. 8 КУоАП.

Финансовая ответственность за нарушение трудового законодательства

Согласно ст. 265 КЗоТ работодатели (юридические и физические лица - предприниматели) несут ответственность в виде штрафа в случае:

-     фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов - в 30-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого такого работника, в отношении которого совершено нарушение;

-     нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работникам, иных выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за 1 месяц, выплаты их не в полном объеме - в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;

-     несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда (то есть ниже минимальной заработной платы) - в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого допущено такое нарушение;

-     несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работников, привлеченных к исполнению обязанностей, предусмотренных следующими законами Украины: Законом Украины от 25.03.92 г. № 2232-XII "О воинской обязанности и военной службе", Законом Украины от 12.12.91 г. № 1975-XII "Об альтернативной (невоенной) службе", Законом Украины от 21.10.93 г. № 3543-XII "О мобилизационной подготовке и мобилизации", - в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого оно совершено;

-     недопуска к проведению проверки по вопросам соблюдения трудового законодательства, создание препятствий в ее проведении - в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;

-     недопуска к проведению проверки по вопросам выявления нарушений в части фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора, оформления работника на неполный рабочий день в случае фактической работы полный рабочий день, выплаты заработной платы без начисления и уплаты ЕСВ, НДФЛ и военного сбора - в 100-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения;

-     нарушения иных требований трудового законодательства, кроме указанных выше, - в размере минимальной заработной платы.

Уплата указанных штрафов не освобождает работодателей от устранения нарушений законодательства о труде.

Указанные штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным гл. 27 ХКУ. Таким образом, к данным штрафам не применяется норма ст. 250 ХКУ, которой предусмотрено, что административно-хозяйственные санкции могут быть применены в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня совершения нарушения субъектом хозяйствования.

Механизм наложения штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, регулируется Порядком наложения штрафов за нарушение законодательства о занятости населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509.

Законом Украины от 06.12.2016 г. № 1774-VІІІ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" полномочия по проведению проверок соблюдения норм трудового законодательства работодателями теперь также предоставлены органам местного самоуправления. Причем они могут проводить проверки как на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, так и на предприятиях, в учреждениях и организациях любой другой формы собственности, а также у физических лиц, использующих наемный труд (ст. 17 и 18 Закона Украины от 21.05.97 г. № 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине").

Кроме того, исполкомам городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад также предоставлено право наложения штрафов за нарушение трудового законодательства в порядке, установленном законодательством (ч. 3 ст. 34 Закона Украины от 21.05.97 г. № 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине"). Таким образом, в ближайшее время можно ожидать появления специального порядка наложения штрафов работниками исполкомов.

Частью 5 ст. 265 КЗоТ также установлено, что предусмотренные данной статьей штрафы могут налагаться Гоструда без осуществления мер государственного надзора (контроля) на основании решения суда об оформлении трудовых правоотношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, в учреждении, организации.

Взыскание указанных штрафов с работодателей осуществляется органами государственной исполнительной службы.

Данный закон позиционируется как таковой, который направлен на легализацию оплаты труда и борьбу с заработной платой в «конвертах». С помощью таких штрафов (как видно из закона, нарушения связаны с допуском к проверке органов Гоструда) и увеличения размера ЕСВ для предпринимателей, законодатель надеется разоблачить схемы со скрытыми трудовыми отношениями. Поэтому можно с определенной долей уверенности прогнозировать увеличение количества проверок в 2017 году.

Для работодателей, с учетом непомерности штрафов, не лишним будет рекомендовать регламентировать на предприятии порядок взаимодействия должностных лиц предприятия с контролирующими органами при проведении проверок последними.

Прежде всего, определить должностные обязанности работников, которые со стороны предприятия будут сопровождать проверку, прописать алгоритм действий, если пришли проверяющие, и проинструктировать работников касательно их прав в таких случаях.