Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

МОРАТОРИЙ НА ПРОВЕРКИ ГОСОРГАНОВ НА 2017 ГОД

03.11.16 г.был принят Закон «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Этот закон был принят на основании законопроекта от 18.09.15 г. № 3153 (далее – проект № 3153). Законопроект был внесен под обещания КМУ, возглавляемого Арсением Яценюком, о продлении моратория на проверки государственных органов, как видим, несмотря на то, что обещания о продлении моратория с уст чиновников сыпались практически с середины 2015 года, законопроект был передан в ВРУ только в сентябре 2015 г., а на рассмотрения в комитеты ВРУ был направлен 22.09.15 г. за первое чтение депутаты принялись лишь в ноябре 2015 г., ну ко второму чтению смогли перейти лишь к 03.11.16 г., когда проголосовали за принятие данного проекта в качестве закона. Возникает закономерный вопрос, а что такого кардинально нового или сложного в проекте № 3153, раз на эти действа понадобилось так много времени чиновникам? – постараемся ответить в данной консультации.

О чем новый мораторий?

Итак, когда мы говорили о продлении моратория  имеется в виду мораторий, который действовал в 2015 году, и был введен п. 8 «Заключительных положений» Закона от 28.12.14 г. №76-VIII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» (далее – закон № 76) также предусматривалмораторий на проверки контролирующих органов в течение января - июня 2015 г. Но вот только «Мораторий 76» не распространялся на проверки Государственной фискальной службы и Государственной финансовой инспекции (бывшей КРУ), а также на проверки санкционированные с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке самого субъекта хозяйствования. По факту же, при ознакомлении с проектом № 3153 мы понимаем, что речь пойдет не о продлении действия старых норм закона № 76, а об установлении новых норм, т. е. введении в действие нового закона – это становится понятным при прочтении первых строк проекта.

Статьей 1 проекта предусмотрено, что термины «государственный надзор (контроль)», «мероприятия государственного надзора (контроля)», «органы государственного надзора (контроля)» употребляются в значениях, приведенных в Законе от 05.04.07 г. № 877 «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – закон № 877). В принципе это должно значить, что проект № 3153 распространяется на все контрольные мероприятия, проводимые теми контролирующими органами, на которые распространяется действие закона № 877. Однако это не так, ведь список исключений, на которые распространяется действие закона № 877 - свой (ст. 2 закона), а у проекта № 3153 - свой (ст. 6 проекта № 3153).

Кто может проверять, а кто нет?

При ответе на вопрос на проверки каких органов распространяется действие моратория, проще ответить, методом исключения, на кого не распространяется его действие. Так, в ст. 6 законопроекта № 3153 приведен следующий список госорганов, на проверки которых не распространяется действие законопроекта. И так мораторий не распространяется на проверки, проводимые:

1.      органом государственного регулирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг;

2.      органом, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг;

3.      центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, и его территориальными органами;

4.      центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственного таможенного дела и его территориальными органами;

5.      центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного финансового контроля и его территориальными органами;

6.      центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля;

7.      центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере безопасности использования ядерной энергии, и его территориальными органами;

8.      центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства Украины и является уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации;

9.      центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, и его территориальными органами (в части проверки соблюдения государственных строительных норм, государственных стандартов и правил доступности для маломобильных групп населения);

10.  центральным органом исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;

11.  Национальным Советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания;

12.  Нацбанком;

13.  Антимонопольным комитетом.

Проверки остальных органов подпадают под действие моратория, предусмотренного данным проектом. Рассматриваемый документ, в частности статья 2, говорит о том, что мораторий установлен до 31.12.17 г. на проведение органами госнадзора (контроля) плановых мероприятий. Не удивляйтесь, что в тексте указан срок «до 31.12.16 г.» ведь в действие эту норму собирались ввести в 3-4 квартале 2015 г., но «подзатянув это дело» эта дата стала неактуальной на сегодняшний момент. Поэтому поводу пресс-службой ВРУ было сказано об опечатке, которая будет исправлена в конечном тексте документа на «31.12.17 г.».

Кроме того, статьей 3 предусмотрено, что до 31.12.17 г., органы на которые распространяется действие моратория также ограничены и в проведении внеплановых проверок. Внеплановые проверки могут проводиться только при наличии следующих оснований:

1.      по письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган государственного надзора о проведении проверки;

2.      по решению суда;

3.      в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования;

4.      на основании обоснованного обращения физлица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав по согласованию с Государственной регуляторной службой (далее – регуляторная служба).

На последнем основании стоит остановиться, поподробнее.

Внеплановая проверка с согласия регуляторной службы

Для согласования проведения внеплановой проверки контролирующий орган представляет регуляторной службе копию соответствующего обращения физлица и обоснование необходимости проведения проверки. Регуляторная служба в течение 5 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов дает согласие или мотивированный отказ в проведении внеплановой проверки (ч. 2 ст. 3).

При этом, регуляторная служба обязана до начала проведения внеплановой проверки контролирующим органом опубликовать согласие на проведение этой проверки на своем официальном веб-сайте (http://www.dkrp.gov.ua/), в противном случае проверка запрещается (ст. 4).

Не маловажным является тот факт, что проект дает право субъекту хозяйствования не допускать контролирующий орган для проведения мероприятий государственного надзора (контроля), если им не предъявлено согласования и не предоставлена копия соответствующего согласия (ст. 5). Тут же стоит добавить, что в любом случае кроме представления этих документов стоит также проверять наличие факта опубликования согласия на сайте регуляторной службы.

Так, с какой-же даты действует мораторий?!

Как вы, наверное, заметили вопрос о начале действия моратория в тексте не рассматривается. Как уже было сказано, что этот закон предполагалось ввести в действие в ноябре 2015 г., но не смотря на обещание его рассмотрение было отложено на год, то есть на ноябрь 2016 г., и даже после принятия документа в втором чтении 03.11.16 г. проект № 3153 так и не приобрел силу закона, ведь принятым он считается только после опубликования, а опубликован он может быть только после подписания его президентом – чего еще не случилось. Потому вопрос о начале действия моратория является открытым по сей день! Но может быть мы вернемся к этому вопросу в ноябре 2017 года...

Спасибо за внимание, есть вопросы? – задавайте!

АО «Финэкс» всегда поможет разобраться с постоянно меняющейся законодательной средой.