Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ: НАЛОГОВУЮ СЛУШАТЬ НУЖНО, НО НЕ ВСЕГДА СЛУШАТЬСЯ

У бухгалтеров и руководителей предприятий довольно часто возникают вопросы с налогообложением. Для решений проблем правильного применения законодательства, а иногда и технических вопросов, бухгалтерам и их руководителям предприятий приходится довольно часто общаться с инспекторами налоговых органов. Но не всегда поводом для такого общения является только желание налогоплательщика получить какую-то помощь от налогового органа. А часто сами налоговики обращаются к предприятиям со своими проблемами, «советами», «просьбами» и «предложениями».

Просьбы, требования и советы инспекторов бывают иногда совсем нескромными и поразительными:

-        просьба снять налоговый кредит (для выполнения налоговой нагрузки), с условием его включения в последующих периодах, когда будут большие налоговые обязательства – позже налоговики будут всячески препятствовать включению налоговому кредиту, например, отключая систему электронной отчетности;

-        написать заявление на проведение проверки (в период действия моратория на проверку, когда налоговый орган по своей инициативе не может провести проверку), для того, чтобы составить безобидный акт, который можно будет «легко обжаловать» – акт в итоге оказывается не такой уж и безобидный и суммы начислений «радуют»;

-        не предоставлять на проверку налоговые накладные для, того чтобы налоговый орган мог начислить какие-то суммы обязательств и штрафов;

-        согласиться с выводами акта проверки, с условием что штрафов «не будет», или, что начисления можно будет перекрыть убытками или отрицательным значением;

-        во время выездной проверки, просят скинуть документы на электронную почту, иногда даже говорят, что налоговых и расходных накладных хватит - позже в акте проверки указывают, что документы не предоставлялись или предоставлялись, но не в полном объеме, и доказать обратное сложно, потому как нет никакого подтверждения передачи документов на проверку;

-        и многие другие «просьбы» и «советы», которые, мягко говоря, идут в разрез с налоговым законодательством.

Инспектора, советуя сделать подобные вещи, обосновывают такую необходимость благими намерениями. Иногда это действительно так. Работники налоговых органов иногда действительно руководствуются добрыми намерениями, а иногда – нет. Так, недобропорядочный инспектор просто ищет легкую возможность выполнить план по доначислениям.

Нужно иметь в виду то, что когда чиновник гарантирует, что Вы «выйдете сухими из воды», если прислушаетесь к его советам - это, как правило, ничего не значит. В 90 % случаев, если Вы прислушались к неверному совету, - отрицательные последствия все-таки наступят: так как над каждым чиновником, есть руководитель, который может решить все иначе, а также любой чиновник рано или поздно уходит и на его место приходит новый, который никаких обещаний Вам не давал, или вообще не разделяет точку зрения «попередника».

То есть, бесплатный совет вы получить можете, но если окажется, что налоговые инспекторы ошиблись (или «ошиблись»), то виноват будет только налогоплательщик, потому, что налогоплательщик следовал указаниям налоговиков, как правило, нет.

В этой связи хотим обратить внимание на следующее.

В соответствии с п. 42.1 Налогового кодекса (далее - НК), налоговые уведомления - решения, налоговые требования или другие документы, адресованные контролирующим органом налогоплательщику, должны быть составлены в письменной форме, соответствующим образом подписаны и в случаях, предусмотренных законодательством, заверенные печатью такого контролирующего органа.

Пункт 42.2 НК также нам говорит, что документы считаются должным образом врученными, если они направлены по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручены налогоплательщику или его законному или уполномоченному представителю.

Что касается  приглашений в налоговую, для бесед на «налоговые темы», отметим следующее.

Так,  пп. 20.1.1 НК предусмотрено, что налоговики имеют право приглашать плательщиков налогов, сборов, платежей или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, платежей, соблюдения требований другого законодательства, в том числе законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Письменные сообщения о таких приглашениях направляются в порядке, установленном статьей 42 настоящего Кодекса, не позднее чем за 10 календарных дней до дня приглашения заказными письмами, в которых указываются основания приглашения, дата и время, на которые приглашается налогоплательщик (представитель налогоплательщика);

Из этих трех норм следует вывод, что если у представителей налогового органа есть «что сказать» - можно попросить изложить все их требования, советы или приглашения в письменном виде (письменность все-таки изобретена не зря).

Если же Вы хотите получить от налоговых органов консультацию - воспользуйтесь порядком предусмотренным законом.

В соответствии с п. 52.1 НК, по обращению налогоплательщиков контролирующие органы предоставляют бесплатно консультации по вопросам практического использования отдельных норм налогового законодательства в течение 30 календарных дней, следующих за днем ??получения такого обращения данным контролирующим органом.

По выбору налогоплательщика консультация предоставляется в устной, письменной или электронной форме (п. 52.3 НК).

Пункт 53.1 ПК говорит, что налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если он действовал в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной ему в письменной или электронной форме, а также обобщающей налоговой консультации, в частности, на основании того, что в будущем такая налоговая консультация или обобщающая налоговая консультация была изменена или отменена.

Пункт 53.3 НК предоставляет право налогоплательщику обжаловать в суде налоговую консультацию контролирующего органа как правовой акт индивидуального действия, изложенную в письменной или электронной форме, которая, по мнению такого налогоплательщика, противоречит нормам или содержанию соответствующего налога или сбора.

Таким образом, НК предоставляет налогоплательщику право обратится в налоговую для получения официальных разъяснений (налоговой консультации), право придерживаться данных разъяснений и не быть наказным за это, а в случае если такие разъяснения неправомерны право обжаловать их и придерживаться правомерного поведения, которое будет описано в разъяснениях, предписанных по результатам обжалования.

Да может показаться, что описанное выше всего лишь «теория», которая, как часто говорят некоторые чиновники, «не имеет ничего общего с практикой». Однако практика показывает, что около 50 % конфликтных ситуаций, которые возникают с налоговиками и создают трудности при обжаловании их действий или решений в последующем, возникают именно тогда, когда налогоплательщик действовал по устным «советам» инспекторов налоговых органов.

В этой связи хочется предостеречь предпринимателей от следования устным советам от некомпетентных или недобросовестных чиновников. По крайней мере, без тщательной проверки или без консультации с другим специалистом по налоговым вопросам.

С уважением, Адвокатское Объединение «Финэкс»