Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

Налоговый компромисс: практические вопросы

Применение несложных норм подраздела 92 раздела ХХ НК, внесенных Законом от 25.12.2014 г. № 63-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в части особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость при применении налогового компромисса», вызвало на практике массу проблем - что ставило под сомнение эффективность этой процедуры.

На государственном уровне велась активная переписка по проблеме применения налогового компромисса. По итогам этих бумажных баталий Комитет ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики издал письмо от 10.03.2015 г. № 04-27/10-598, которым попытался «поставить все точки над «и». Его можно рассматривать как документ, в котором определены ориентиры для практического применения налогового компромисса как органами ГФС так и налогоплательщиками.

Основные моменты  письма:

1. Процедура налогового компромисса распространяется на несогласованные налоговые обязательства, в том числе не те, в отношении которых продолжается процедура административного или судебного обжалования, а также на случаи получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения по результатам проверки. Если судебное разбирательство закончилось не в пользу налогоплательщика и решение вступило в силу, то налоговое обязательство является согласованным и к нему компромисс не применяется. При этом не исключено обратное: если решение суда принято в пользу налогоплательщика (решения налогового органа признаны незаконными), он может прибегнуть к процедуре налогового компромисса. 

2. Если орган ГФС принял решения о проведении проверки в рамках налогового компромисса, проверка:

- должна касаться только вопросов формирования затрат, влияющих на определение налога на прибыль предприятия и/или НДС;

- проводится только за периоды, по которым налогоплательщиком представлены уточняющие расчеты, и может касаться контрагентов и операций, указанных в таких уточняющих расчетах. 

- не проводится относительно периодов, проверенных ранее.

3. Применение налогового компромисса происходит исключительно по инициативе налогоплательщика. Для применения налогового компромисса нужно предоставить: 

- уточняющий расчет; 

- перечень (опись) хозяйственных операций; 

- объяснение мотивов его представления;

- заявление о намерении достижения налогового компромисса (когда налоговые обязательства начислены налоговым органом). 

4. Налоговый компромисс считается достигнутым только в случае уплаты 5% суммы несогласованного налогового обязательства в установленные сроки.

5. Действий органов ГФС, искажающих процедуру налогового компромисса можно обжаловать (например, отказ контролирующего органа в применении налогоплательщиком процедуры налогового компромисса).

Обратите внимание:нельзя обжаловать сумму самих обязательств, определенных налоговым органом уведомлением-решением в рамках процедуры налогового компромисса (иначе компромисс придется уплатить не 5 %, а – 100% от суммы заниженных налоговых обязательств финансовая ответственность). 

6. Факт наличия уголовного преследования по факту уклонения от уплаты налогов (ст. 212 Уголовного кодекса, далее - УК) не препятствует применению предприятием процедуры налогового компромисса.

Согласно ст. 212, 284 УК, уголовное производство, открытое по фактам уклонения от уплаты налоговых обязательств, по которым достигнуто налогового компромисса, подлежит безусловному закрытию.

7. Применение налогового компромисса ограничивается 1095 днями (ст. 102 НК), следующих за последним днем ??предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была подана позже, - за днем ??ее фактического представления.

При принятии Закона о налоговом компромиссе не учитывались положения ст. 12, 49 и 212 УК, которыми определены сроки давности, по истечению которых лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности за совершение уголовного преступления. Так, например, за неуплату налогов в особо крупных размеров (ч. 3 ст. 212 УК) срок давности для привлечения к ответственности составляет 10 лет.

Получается, что налоговый компромисс не может:

- применяться к периодам, что лежат за пределами 1095-дневного срока давности,

- (соответственно) освободить должностных налогоплательщика от уголовной ответственности в случае, если налоговые обязательства «старше» 1095-дневного срока.

 Такие были основные выводы письма.
 До 16 апреля 2015 года (включительно) налогоплательщики еще могут воспользоваться процедурой налогового компромисса, потому если у Вас еще есть сомнения на счет применения этой процедуры- АО «Финэкс» может помочь Вам принять правильное решение.

 

С уважением, Адвокатское Объединение «Финэкс»