Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

НАЛОГОВЫЕ ЗАПРОСЫ: ДЕЙСТВИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Как показывает практика, большая часть налоговых запросов к налогоплательщикам составлены с нарушениями. Однако это не значит, что на такие запросы можно не отвечать или не соблюдать сроки предоставления ответа. Об этом далее более подробно…

Получение письменного запроса от органа ГФС о предоставлении объяснений и документов, для каждого, как правило, оказывается неприятной новостью, на которую налогоплательщик не знает как правильно реагировать. Так как не предоставление объяснений и документов - является основанием для проведения проверки, но и предоставление объяснений и документов, как правило, заканчивается тем же.

Основанием для проведения внеплановой проверки будет использовано положения ст. 78.1.1 Налогового кодекса (далее - НК) в соответствии с которым внеплановая выездная проверка может быть осуществима при наличии у налогового органа информации, свидетельствующей о возможных нарушениях субъектом хозяйствования норм действующего законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа ГФС течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

При этом, предоставление налогоплательщиком пояснений и документов на официальный письменный запрос налогового органа не станет препятствием для проведения такой проверки, поскольку предприятие, с позиции налогового органа, в каком - либо случае не предоставит документы в полном объеме, что в свою очередь приравнивается к их не предоставлению.

В дальнейшем для того, чтобы провести документальную внеплановую проверку, руководитель налогового органа, в соответствии с положениями НК, издает приказ о проведении проверки и принимает меры, по ознакомлению с ним под расписку налогоплательщика. Кроме приказа на проведение проверки, должностные лица органа ГФС, перед началом ее проведения также предъявят или направят субъекту хозяйствования направления на проведение проверки и предъявляют служебные удостоверения лиц (собственные), указанных в направлении на ее проведение.

После получения указанных выше документов, необходимо максимально тщательно оценить полученные документы на предмет полноты и правильности оформления, а также наличия оснований для проведения проверки. Ведь не предоставление должностными лицами налогового органа необходимых документов на проведение проверки, или их оформления с нарушениями является основанием для недопущения должностных лиц органа ГФС к ее проведению.

После оценки и ознакомления с предоставленными документами, при отсутствии соответствующих на проведения проверки субъекту хозяйствования целесообразно отказать налоговому органу в допуске его должностных лиц к проведению проверки. В некоторых случаях, даже нужно отказаться от проставления подписи об ознакомлении с приказом и направлением на проведение проверки, обосновывая это тем, что у налогового органа отсутствуют основания для ее проведения, поскольку на его письменный запрос был предоставлен все объяснения и документы.

Для защиты прав налогоплательщика нужно обратиться в суд с иском о признании действий органа ГФС на проведение проверки противоправными и отмене приказа на ее проведение. Вместе с иском не лишни будет направление ходатайство об обеспечении иска, с требованием о запрете органу ГФС до рассмотрения дела проводить проверку.

Правда есть ту и доля риска. Орган ГФС, после недопуска его должностных лиц к проведению проверки может составить соответствующие акты, удостоверяющие факт отказа и в соответствии со ст. 94 НК может применить к налогоплательщику административный арест активов (однако административный арест, наложенный органом ГФС, в течение 96 часов должен быть проверен судом и может быть продлен только на основании его решения).

При отсутствии других оснований для проведения проверки, уголовного преследования или обращения в суд с иском к налогоплательщику о допуске его к проверке, остается только одно, ждать результаты рассмотрения дела о признании его действий не правомерными и отмене приказа на проведение проверки.

Последние несколько лет судебная практика складывалась таким образом, что если налогоплательщик допускает должностных лиц органа ГФС на предприятие, даже при обжаловании приказа на проведение проверки и не предоставлении документов, это не препятствует составлению акта проверки и принятию налоговых уведомлений-решений - суды указывали, что факт допуска «выражение согласия с проверкой».

Однако последняя судебная практика понемногу все-таки склоняется в сторону налогоплательщика. В Постановлении от 27.01.2015 г. № 21-425а14 Верховный суд Украины (практика которого является обязательной для применения всем судами низших инстанций) разъяснил следующее.

Если орган ГФС пренебрегли требованиями к назначению проверки, установленными п. 78.1 Налогового кодекса, то приказ о назначении проверки признается неправомерным, следовательно, констатируется отсутствие правовых последствий такой проверки, даже если проверяющие были допущены плательщиком к ее проведению. То есть, если налогоплательщик допустил на предприятие налоговиков с проверкой, но не был ознакомлен в установленном порядке с приказом о ее проведении, результаты такой проверки признаются незаконными. Как следствие, налоговые уведомления-решения, составленные по результатам такой проверки, также являются незаконными, и налогоплательщик не обязан их выполнять.

Согласно постановлению Верховного Суда эти требования и последствия должны касаться любых проверок, а не только невыездных.

Из вышеуказанного  можно сделать вывод, что при получении запроса от органа ГФС, выстраивать линию поведения необходимо с учетом: всех особенностей хозяйственной деятельности налогоплательщика, наличия правовых оснований для направления запроса и получения документов, а в случае получения приказа о проверки и учетом наличия правовых оснований для ее проведения - ведь недопуск должностных лиц органов ГФС к проведению проверки, при наличии у них на то законных основаниям, не обезопасит налогоплательщика от ее проведения в дальнейшем.

АО «Финэкс» всегда готово помочь своим клиентам найти выход из даже из самых сложных ситуаций.