Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

Обзор Антикризисного закона

Законом Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.14 г. № 1166-VII (далее по тексту – Закон №1166)готовятся крупномасштабные налоговые изменения

Индексация абсолютных ставок налогов

Увеличиваются ставки налогов и сборов, кроме лесного сбора и экологического утилизационного налога, определенные в абсолютных значениях (кроме евро), на индекс потребительских цен (108,3 %), индекс цен производителей промышленной продукции (108,6 %).

Налог на прибыль

Вводится на постоянной основе основная ставка на уровне 18 %, без понижений.

Возврат переплаты по налогам

Статью 43 Налогового кодекса (далее – НК) дополнили п. 43.6, в котором будет указано, что возврат переплаты будет осуществляться с того бюджета с которого они были осуществлены. Это возможно один из первых шагов направленных на децентрализацию власти и бюджетов в частности, о чем неоднократно говорилось. Однако такая норма дает законные  основания для отсрочки возврата денег в случае их отсутствия в соответствующем бюджете.

НДФЛ (с 01.07.14 г.)

Благодаря Закону № 1166 с 01.07.14 г. вступит в силу пункт 164.2.8 НК (который должен был действовать начиная с 1 января 2015 г.). Данный пункт предусматривает обложение НДФЛ дохода физических лиц в виде дивидендов, выигрышей, призов, процентов.

В п. 164.2.8 также перечислены случаи, когда такие доходы не облагаются. Закон № 1166 добавил еще одно исключение: базой налогообложения не будут являться проценты в сумме, не превышающей в год 17 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленных законом на 1 января отчетного налогового года (по состоянию на 01.01.2014 года – 20706 грн.).

По состоянию на 1 января 2014 г. прожиточный минимум составляет – 1218 грн.

 

К остальным исключениям относятся суммы:

1. процентов, определенных в:

- пп. 165.1.2 (процентов, начисленных на ценные бумаги, эмитированные центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, и на долговые обязательства Национального банка Украины);

- пп. 165.1.41 (процентов, начисленных на ценные бумаги, эмитированные центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, и на долговые обязательства Национального банка Украины);

2. дивидендов, указанных в пп. 165.1.18 НК, начисляемые в пользу плательщика налога в виде акций (долей, паев), эмитированных юридическим лицом - резидентом, которая насчитывает такие дивиденды, при условии, что такое начисление никоим образом не изменяет пропорций (долей) участия всех акционеров (владельцев) в уставном фонде эмитента, и в результате которого увеличивается уставный фонд эмитента на совокупную номинальную стоимость начисленных дивидендов;

3. выигрышей и призов в государственную денежную лотерею в размере не превышающем 50 минимальных заработных плат.

 

Под процентами понимается (пп. 14.1.206 НК): доход, который выплачивается (начисляемый) заемщиком в пользу кредитора в качестве платы за использование привлеченных на определенный или неопределенный срок денежных средств или имущества.

 

К процентов также относятся:

а) платеж за использование денежных средств или товаров (работ, услуг), полученных в кредит;

б) платеж за использование денежных средств, привлеченных в депозит;

в) платеж за приобретение товаров в рассрочку;

г) платеж за пользование имуществом согласно договорам финансового лизинга (аренды) (без учета части лизингового платежа, которая предоставляется в счет компенсации части стоимости объекта финансового лизинга);

г) вознаграждение (доход) лизингодателя как часть арендного платежа по договору аренды жилья с выкупом, уплачена физическим лицом налогоплательщику, в пользу которого уступлено право на получение таких платежей.

Проценты начисляются в виде процентов на основную сумму задолженности или стоимости имущества или в виде фиксированных сумм. В случае если привлечение денежных средств осуществляется путем продажи облигаций, казначейских обязательств или сберегательных (депозитных) сертификатов, эмитированных заемщиком, либо путем учета векселей и осуществления операций по приобретению ценных бумаг с обратным выкупом, сумма процентов определяется путем начисления их на номинал такой ценной бумаги, выплаты фиксированной премии или выигрыша или путем определения разницы между ценой размещения (продажи) и ценой погашения (обратного выкупа) такой ценной бумаги.

Платежи по другим гражданско-правовым договорам независимо от того, установлены они в абсолютных (фиксированных) ценах или в процентах от суммы договора или иного стоимостной базы, не являются процентами;

 

 

Новые ставки НДФЛ

Как и раньше основными ставками НДФЛ 15 % и 17 %. Ставка 17 % применялась, если в месяце получения зарплаты или доходов приравненных к зарплате, или вознаграждения по гражданско-правовому договору, этот размер зарплаты или вознаграждения превышает 10 минимальных зарплат. В тоже время есть кардинальные изменения.

Начнем с того, что «пассивные» доходы (проценты, дивиденды, роялти, инвестиционная прибыль), в том числе и описанные в п. 164.2.8 НК, которые облагались поставке 5 %, что было предусмотрено п. 167.2, теперь будут облагаться по 15 % или 17 %  (абз. 1, 2 п. 167.1, п. 170.4.3, п. 170.5.3 НК), удерживать налог этих доходов будет налоговый агент который осуществляет выплату.

В пункте 167.2 бы перечислены доходы, которые облагались по ставке 5 % такие как:

-        процент на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет;

-        процентный или дисконтный доход по именным сберегательным (депозитным) сертификатом;

-        процент на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе;

-        доход, который выплачивается компанией, управляющей активами института совместного инвестирования, на размещенные активы в соответствии с законом, включая доход, который выплачивается (начисляется) эмитентом в результате выкупа (погашения) ценных бумаг института совместного инвестирования, в соответствии с закона, который определяется как разница между суммой, полученной от выкупа, и суммой денежных средств или стоимости имущества, уплаченной налогоплательщиком продавцу (в том числе эмитенту) в связи с приобретением таких ценных бумаг в качестве компенсации их стоимости;

-        доход по ипотечным ценным бумагам (ипотечными облигациями и сертификатами) в соответствии с законом;

-        доход в виде процентов (дисконта), получаемый владельцем облигаций от их эмитента в соответствии с законом;

-        доход по сертификату фонда операций с недвижимостью и доход, полученный плательщиком налога вследствие выкупа (погашения) управляющим сертификатов фонд операций с недвижимостью в порядке, определенном в проспекте эмиссии сертификатов;

-        доходы в виде дивидендов;

-        доход в виде инвестиционной прибыли от операций с облигациями внутренних государственных займов, в том числе от изменения курса иностранной валюты;

-        доходы в других случаях, прямо определенных соответствующими нормами настоящего раздела.

Из вышеприведенного списка доходов облагаться по ставке 5 % будут только два последних вида доходов. В частности, к последним случаям прямо определенным разделом НДФЛ НК относятся: доходы от продажи более чем одного объекта недвижимости или транспортного средства, а также доход, выраженный в стоимости имущества полученного по наследству не по родственной линии (п. 172.2, 173.1, 173.2, пп.174.2.2 НК).

Стоит обратить внимание на п. 170.4 НК, в который также были внесены изменения, которые касаются процентов выплачиваемых физлицам. Из анализа этого пункта (с учетом изменений в предыдущих нормах) следует, что налоговый агент, обязан определиться с сумой годовых процентов подлежащих выплате физлицу. Если эта сумма превышает 17 прожиточных минимумов, то он обязан рассчитать сумму налога  по каждой выплате процентов по соответствующей ставке 15 или 17 %. При этом, налоговый агент производит удержание НДФЛ из суммы процентов и уплату этого налога бюджет.

Исключением являются банки. Они, при выплате процентов физлицу, не производят удержание НДФЛ из суммы процентов и не уплачивают этот налога бюджет. Банк лишь отчитывается по суммам процентов выплаченных физическому в порядке, предусмотренном пп. б п. 176.2 НК, а уплачивает НДФЛ по всем полученным процентам физическое лицо по результатам поданной годовой декларации.

Физическое лицо-получатель «пассивных доходов» (процентов, сумма которых превышает сумму, приведенную в п. 164.2.8 НК – 17 прожиточных минимумов в год, дивидендов, роялти, инвестиционной прибыли) обязано подавать годовую декларацию по НДФЛ по этим доходам, и в случае необходимости проводить годовой перерасчет НДФЛ исходя из таких ставок (абз. 2 п. 167.1, 167.5, пп. ж п. 176.1 НК):

-        15% - при получении лицом совокупного дохода до 204 прожиточных минимумов за отчетный год (до 248472 грн.);

-        20% - при получении лицом совокупного дохода от 204 до 396 прожиточных минимумов за отчетный год (от 248472 грн. до 482328 грн.);

-        25% - при получении лицом совокупного дохода более 396 прожиточных минимумов за отчетный год (более 482328 грн.);

-        также в п. 167.5 указано, что может быть предусмотрена и другая ставка, если это предусмотрено разделом НДФЛ НК (эта норма, должно быть, выписана на перспективу).

Физическое лицо декларирует все указанные доходы, определяет сумму налогового обязательства по НДФЛ и уплачивает ее. Сумма налогового обязательства, которую физическое лицо должно уплатить, подлежит уменьшению на сумму НДФЛ ранее уплаченного налоговым агентом при выплате процентов, в тех случаях, когда проценты выплачиваются не банками.

Отсюда можно сделать вывод, что физическое лицо не решает проблему обложения процентов только лишь дроблением вкладов, так как налоговые органы по результатам анализа налоговой отчетности могут определить сумму процентов (базу налогообложения), выплаченную физическому лицу разными налоговыми агентами.

НДС

C 1 апреля, согласно Закону 1166-VII, вступили в силу изменения в НК, касающиеся НДС. Давайте подробнее разберемся, что же изменилось.

Ставка 20 % – навсегда

В соответствии с п. 10 разд. І Закона № 1166 вводится на постоянной основе применение основной ставки НДС на уровне 20 %. Напомним, что изначально снижение ставки до 17 % планировалось с 01.01.2014 г., а затем было перенесено на 01.01.2015 г.

Для лекарств и изделий медназначения – специальная ставка 7 %

Для операций по поставке лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине, внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными учреждениями), а также по поставке изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Кабмином, действие льготы по НДС отменено. Ранее данная льгота была установлена пп. 197.1.27 НК.

С 01.04.2014 г. вышеупомянутые операции облагаются по ставке 7 %. Стоит отметить, что 7-процентной ставкой следует облагать лекарства и изделия медназначения на всех этапах поставки.

Фактически законодатели поставили весь аптечный бизнес в безвыходное положение, поскольку осуществить в такие сроки перепрограммирование РРО нереально. Некоторые эксперты предлагают в период перепрограммирования РРО применять расчетные книжки и расчетные квитанции. К сожалению, это не поможет. Причиной тому – п. 5 ст. 3 и ст. 5 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, согласно которым разрешено проводить расчетные операции с использованием книги учета расчетных операций и расчетной книжки на период выхода из строя РРО или его ремонта, а также в случае отключения электроэнергии. То есть установлен исчерпывающий перечень оснований для осуществления расчетов с применением РК.

«Зерновая» льгота

Изменения коснулись и обложения НДС операций по поставке зерновых и технических культур товарных позиций 1001 – 1008, 1205 и 1206 00 по УКТ ВЭД. Действие нынешнего льготного пункта 197.21 НК приостанавливается до 1 октября 2014 года. Вместо него вводится п. 151 подразд. 2 разд. ХХ НК (п. 36 Закона № 1166).

В соответствии с новыми нормами до 1 октября 2014 года право на нулевую ставку НДС при экспорте зерновых и технических культур сохраняется только для сельскохозяйственных предприятий, и только при экспорте зерна, самостоятельно выращенного на землях, которые находятся в их собственности или постоянном пользовании. Перепродавцы зерновых и технических культур полностью утратили право на нулевую ставку при экспорте, и теперь такие операции освобождены от налогообложения.

Что же касается поставки зерновых и технических культур на таможенной территории Украины, то здесь все остается без изменений. Такие операции освобождаются от налогообложения, за исключением поставки производителями и первыми покупателями.

Перемещение товаров через границу

Таможенная стоимость не облагаемых НДС товаров при ввозе на таможенную территорию Украины, вывозе за пределы таможенной территории Украины, независимо от выбранного таможенного режима товаров, увеличена с эквивалента 100 евро до 150 евро.

В то же время, не облагаемый НДС импорт товаров (суммарная фактурная стоимость), перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и экспресс-отправлениях, уменьшается с 300 до 150 евро (п. 10 Закона № 1166).

Источники бюджетного возмещения

Подкорректирован п. 200.17 НК, в частности, ликвидирована его привязка к Госбюджету Украины. В результате – источником бюджетного возмещения будут доходы того бюджета, в который уплачивается налог.

При этом по-прежнему запрещено устанавливать ограничения на выплату возмещения НДС или ставить факт его выплаты в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджетах отдельных регионов.

Сбор за покупку иностранной валюты

Ввести взимание пенсионного сбора по ставке 0,5 % при осуществлении операций по покупке юридическими и физическими лицами безналичной или наличной иностранной валюты.

Акциз

Применить единую ставку на дизтопливо (98 евро за 1000 кг) вместо дифференциации ставок в зависимости от содержания серы (от 46 до 98 евро за 1000 кг) и ввести налогообложение альтернативного топлива.

Увеличить вдвое ставки на новые автомобили и мотоциклы с объемом двигателя более 0,5 л. Установить ставки на мотоциклы с объемом двигателя до 0,5 л на уровне 0,06 евро за 1 см. куб. (как самая низкая предложенная ставка на автомобили). Повысить в два раза ставки на автомобильные кузова.

Увеличить ставки на алкогольные напитки и табачные изделия на 25 %, на пиво – на 42,5 %.

Плата за недра

Осуществить полный переход к процентным ставкам и укрупнить группы полезных ископаемых в разрезе ставок.

Расширить круг плательщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование.

Определить плательщиками землесобственников и землепользователей (граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства), добывающих пресные подземные воды с применением электрических устройств в объеме более 13 кубических метров на человека в месяц в пределах предоставленных им земельных участков, размер которых превышает бесплатные нормы.

ФСН

Установить ежегодную индексацию базы налогообложения.

Плата за землю

Распространить на все категории земель требования, согласно которым минимальный размер арендной платы за государственные и коммунальные земли не может быть меньше 3 % от нормативной денежной оценки (с 01.04.14 г.).

Налог на недвижимость

Определить базой налогообложения общую площадь объекта жилой недвижимости,вместо жилой.

ЕСВ

Изменить пропорции распределения ЕСВ между фондами без изменения общего размера взноса.

Прочее

1.       Увеличить в два раза ставки радиочастотного сбора.

2.       Расширить круг плательщиков сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ.

3.       Предполагается, что изменения будут вступать в силу частично начиная с 1 апреля 2014 года.

Новое с 1 апреля 2014 года

 

                Порядок вступления в силу закона:

-         пунктов 4 - 9 относительно налогообложения доходов физических лиц, которые вступают в силу с 1 июля 2014 года;

-         абзаца третьего пункта 15 относительно увеличения ставок акцизного налога на пиво, который вступает в силу с 1 мая 2014 года;

-         абзаца третьего пункта 15 относительно увеличения ставок акцизного налога на спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, который вступает в силу с 1 сентября 2014 года;

-         абзаца третьего пункта 15 относительно увеличения ставок акцизного налога и минимального акцизного налогового обязательства на табачные изделия, который вступает в силу с 1 июля 2014 года;

-         абзаца десятого пункта 36 о временном установлении ставок акцизного налога и минимального акцизного налогового обязательства на табачные изделия, который вступает в силу с 1 июля 2014 года;

-        пункта 28 относительно введения индексации нормативной денежной оценки для определения базы налогообложения фиксированным сельскохозяйственным налогом, который вступает в силу с 1 января 2015 года.