Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

Правомерность доступа представителей налоговых органов к помещениям и объектам предприятий.

Правомерность доступа представителей налоговых органов к помещениям и объектам предприятий

Перечень полномочий представителей налоговых органов приводится в ст. 20 НК. При этом пп. 20.1.11 ст. 20 НК закреплено право доступа представителей налоговых органов при проведении проверок к территориям, помещениям (кроме жилья граждан) и другому имуществу, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности, и/или являются объектами налогообложения, либо используются для получения доходов (прибыли), или связаны с другими объектами налогообложения, и/или могут быть источником погашения налогового долга.

Что же касается перечня обязанностей налогоплательщиков, то таковы предусмотрены ст. 16 НК. При этом пп. 16.1.13 ст. 16 НК закреплена обязанность налогоплательщика допускать должностных лиц контролирующего органа при проведении ими проверок к обследованию помещений, территорий (кроме жилья граждан), используемых для получения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, а также для проведения проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в случаях, установленных Кодексом.

Таким образом, право доступа представителей налоговых органов к помещениям и объектам предприятия, как и обязанность налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к определенным помещениям и объектам предприятия, закреплены нормами НК. Однако весьма важным обстоятельством является то, что реализовать такое право должностные лица налогового органа могут исключительно в ходе проведения налоговой проверки налогоплательщика. Для понимания отметим, что п. 75.1 ст. 75 НК указывает, что органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

То есть, если на предприятии проходит налоговая проверка и проверяющие требуют провести их к определенным помещениям или объектам, то такое требование можно считать законным, и налогоплательщик обязан его выполнить. Однако это не значит, что, руководствуясь указанными выше нормами НКУ, проверяющие могут по собственной инициативе разойтись по предприятию, якобы в поисках определенных объектов, либо устраивая допросы сотрудникам. В данном случае наиболее рациональным вариантом поведения налогоплательщика будет лично провести одного или нескольких лиц из числа проверяющих к указанному проверяющими объекту или объектам

Вместе с тем важно помнить, что приведенные выше нормы НК не дают права представителям налоговых органов в любое удобное им время являться к налогоплательщику и требовать доступ к определенным объектам, если на предприятии в данный момент не проходит налоговая проверка. Такие действия будут носить откровенно неправомерный характер, и налогоплательщик имеет все основания отказать таким «гостям», при чем в таком случае желательно письменно уведомить их об отказе и его мотивах, после чего можно сразу же обжаловать неправомерные действия «гостей» как непосредственно в налоговых органах, так и обратиться с жалобами в правоохранительные органы.