Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

Права работников органов ГНС относительно требований по проведению инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств.

Права работников органов ГНС относительно требований по проведению инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств

Право органов ГНС требовать проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных средств, предусмотрено пп.20.1.5 ст. 20 Налогового кодекса Украины.

До принятия НК такое право органов ГНС было предусмотрено п. 15 ч. 1 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине». Содержание нормы в НК практически не отличается от вышеуказанной нормы Закона (кроме последствий отказа от проведения инвентаризации) и не наделяет налоговые органы дополнительными полномочиями, в том числе правом принимать участие или присутствовать при проведении инвентаризации.

Так, согласно п. 20.1.5 ст. 20 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года №2755, с изменениями и дополнениями (далее - НКУ), органы ГНС имеют право требовать от налогоплательщиков, которые проверяются в ходе проверок, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности.

В случае отказа налогоплательщика (его должностных лиц или лиц, которые осуществляют наличные расчеты и/или проводят деятельность, подлежащую лицензированию и/или патентованию) от проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств (снятие остатков товарно-материальных ценностей, наличности), предусмотренной абз. 1 настоящего пункта, или непредоставление для проверки документов, их копий (при наличии таких документов) применяются меры, предусмотренные ст. 94 НКУ, а именно может быть применен административный арест имущества налогоплательщика.

Следует сказать, что у налогового органа появилось право доступа на территорию помещений (кроме жилья граждан), которое используется для ведения хозяйственной деятельности, во время проведения проверок (пп.20.1.11 НК), но это право никак не связано с участием налоговиков в инвентаризации. То есть, по нашему мнению, налогоплательщик не обязан проводить инвентаризацию именно в то время, когда представители налогового органа находятся на территории предприятия, складов, других помещений. 

Приказом Минфина № 1116 от 08.09.2011г. внесены изменения в Инструкцию по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов (утверждена приказом Минфина от 11.08.1994 г. № 69). Указанными изменениями подпункт 11.1 пункта 11 Инструкции дополнен новым абзацем такого содержания: «В случае проведения инвентаризации по судебному решению или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации, должностные лица соответствующего органа (с их согласия) могут присутствовать при поведении инвентаризации».

Таким образом, правовая позиция органов ГНС относительно возможности контролировать процесс инвентаризации несколько усилилась в последнее время. Тем не менее, мы остаемся при своем мнении и считаем, что налогоплательщик вправе отказать представителям налоговой инспекции в участии при проведении инвентаризации. При этом можно ссылаться на ч.2 ст.19 Конституции Украины, ведь Налоговым кодексом не предусмотрено право налоговиков принимать участие в инвентаризации. Инструкция Минфина, в которой такая возможность упоминается, является подзаконным нормативно-правовым актом, тем более что Инструкцией не детализирована процедура и способы участия представителей налоговой в инвентаризации, не конкретизированы их права.  

Согласно п. 2 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 №436-IV, с изменениями и дополнениями, субъектами хозяйствования являются:

• хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;

• граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели.

Согласно ст. 51 Гражданского кодекса Украины, с изменениями и дополнениями, к предпринимательской деятельности физических лиц применяются нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность юридических лиц, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений. Согласно ст. 3 Закона Украины от 16 июля 1999 года №996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", с изменениями и дополнениями (далее - Закон №996), целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.

Предприятия, имеющие право ведения упрощенного учета доходов и расходов и не зарегистрированные плательщиками налога на добавленную стоимость, могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (ч. 1 ст. 10 Закона №996). Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются собственником (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству (ч. 2 ст. 10 Закона №996).

Следовательно, работники органов ГНС имеют право требовать от должностных лиц налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц - предпринимателей), которые проверяются в ходе проверок, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятие остатков товарно-материальных ценностей, наличных в присутствии должностных лиц налогового органа.