Публикации

Адвокатами АО «ФИНЭКС» ведется активная деятельность по освещению актуальных правовых проблем в печатных средствах массовой информации. Мы всегда готовы поделиться с Вами своим взглядом на проблемные вопросы применения действующего законодательства.

Если хочешь мира ....

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ МИРА ……………….

Помните, есть выражение: «Если хочешь мира – готовься к войне». Так и адвокаты – консерваторы по натуре и либералы по призванию, принимая во внимание изменение не только политической, но и экономической ситуации в стране, вынуждены напомнить вам о возможных рисках, которые  несет с собой антикризисная программа. Борьба с налоговыми ямами при пустом бюджете наверняка привнесет в бизнес хаос, сопровождающийся финансовыми потерями и открытием уголовных производств. К сожалению, у нас всех есть прошлый опыт…

Зоны риска

     Если ваша компания покупала у кого-либо налоговый кредит, «скидывала» товарные остатки, приобретала «воздух» с целью пустить его в производство или закупала услуги чтобы уменьшить прибыль – вы и ваш бизнес в зоне риска.

Первая зона риска – это работа вашего предприятия с финансовыми площадками. Учитывая, что такое сотрудничество практически являлось «государственной программой», я надеялась, что система не будет устраивать прессинг на предприятия и ограничится цивилизованными методами борьбы, которые будут направлены, в первую очередь, на предприятия-ямы, а не на их клиентов. С другой стороны, уже на сегодняшний день стало понятно, что отработка  таких  компаний ведется     достаточно активно, хотя бы потому, что площадки всем известны и многие из них  официально не ликвидированы. Это дало налоговым органам возможность создания новой волны «никчем». Продуктивность такой работы высока и может принести значимую долю в наполнении бюджета.

Вторая зона – это «партизаны». Здесь преимущество в том, что их никто не знает, и определить их достаточно непросто. Критерии, по которым производится оценка предприятий, с целью выявления признаков фиктивности, достаточно расплывчаты, поэтому для выявления «партизана» налоговикам  потребуется время.

Обратная сторона медали заключается в том, что  зачастую  под критерии  «налоговых ям» попадают  работающие предприятия, а отнесения их в разряд « с признаками фиктивности» ставит под удар их  деловую репутацию.

К сожаленью  основной удар придется не на предприятия «бабочки», а именно на предприятия реального сектор экономики. Методы «отработки» различны: это могут быть как обычные просьбы  налоговой  службы снять налоговый кредит  и перечислить деньги в бюджет, так и открытия уголовных  производств в отношении должностных лиц предприятия.

      В борьбу включены все структуры правоохранительных органов: от  районных отделений УВД, пришедших к Вам с запросами на предоставление документов в рамках уголовных дел по фиктивному предпринимательству (ст. 205УК), до сотрудников СБУ открывших уголовные производства по статье терроризм (ст. 258УК) и реально настаивающих на выемке документов за 2012год.  Перспективы  давления на бизнес  налоговых путем открытия уголовных производств  в рамках уклонения от уплаты налогов (ст.212УК ) или прокуратуры в рамках растраты, присвоения государственных средств   (ст.191 УК)  даже не стоит  обсуждать….

   Разница в зонах риска – это только мера воздействия на предприятия и та цель, к которой налоговая и милиция готовы дойти. В остальном же все противоборство будет развиваться по одинаковому сценарию. Наша статья посвящена мерам и способам, позволяющим бизнесу минимизировать возможные потери.

Приводим в порядок документы

Прочитав налоговый кодекс и Закон «О бухгалтерском учете», часто предприятие считает, что пакет документов у них отличный. Но как показывает наша практика, каждый раз мы снова и снова находим в нем ошибки и нестыковки. В основу борьбы с налоговыми ямами и уклонением от уплаты налогов положен алгоритм действий, разработанный и утвержденный лучшими аналитиками налоговой службы.

 С его помощью можно проанализировать все сделки с площадками на предмет трех основных потоков любой хозяйственной операции: документального, товарного и денежного. При изучении документального потока мы рекомендуем обращать внимание на вид и форму договора, который внешне не должен отличатся от ваших стандартных  договоров, и в то же время, не содержать требований и обязательств, которые по тем или иным причинам вы не можете или не хотите выполнять. Приведу примеры:

Сертификат качества

При работе с товарными площадками, вы чаще всего не получаете от них сертификат качества на товар, упорно вписывая его в текст договора. При этом ссылка в тексте договора делает сертификат определенным обязательством вашего контрагента (в данном случае – площадки), невыполнение которого может служить косвенным доказательством отсутствия товарности сделки.

Условия платежа

Зачастую условие договора – оплата по факту или предоплата. Работая с товарной площадкой, вы никогда не выдерживаете эти условия, и уже тем более не выдвигаете санкций, прописанных за их нарушения. Аналогичная ситуация с доверенностями, условиями приема товара, передачей документов и т.д. А несоответствие содержания договора реальным событиям может стать причиной недоверия к реальности сделки.

Анализ и изучение денежного потока при проведении сделок позволяет понять реальную стоимость товара. Сами не обращая на то внимание, мы часто выплачиваем площадкам реальную стоимость, оставляя в виде задолженности фактически весь свой доход. Проанализировав это и проведя определенные действия (например, запросы в статистику или на производителя), налоговая может без труда установить и доказать, что цена на закупаемый вами товар была завышена.

Изучая и анализируя товарные потоки, предприятию необходимо обращать внимание на возможность или невозможность реального осуществления сделки во времени, производственные мощности предприятия, транспорт, условия приема-передачи и т.п. Проанализировав потоки, вы увидите узкие места ваших сделок, доработав которые шансы отстоять свою позицию в суде (и не только) значительно вырастут.

Превентивные меры

Во-первых, снижение рисков возможно за счет подстраховки сделок в хозяйственном суде.  Согласно действующему законодательству  факты, установленные одним судом, являются обязательными для другого.   Поэтому доказав товарность сделок в хозяйственном суде (например, организовав споры с площадками о качестве товара или нарушение ими сроков оплаты), вы фактически установите факт товарности и для административного суда.

Второе, что я рекомендую, это собрать как можно больше информации о компании-контрагенте.  Суд, как и правоохранительные органы, имеет допуск ко всем реестрам и базам, содержащим информацию о предприятиях, и понимает, кто перед ним – реальное предприятие или фиктивная компания. Необходимо узнать, закрыто предприятие или брошено, кто и в какой период был на нем директором, не открыты ли на предприятие-площадку уголовные производства. Также следует знать, где находился офис, и какие телефоны они использовали. Стоит проверить, работают ли они и убедится, что на другом конце провода вам не ответят, что это квартира и такое предприятие здесь не зарегистрировано. Даже если все что вы узнали, носит отрицательный характер, сам факт, что это вам известно – делает информацию полезной.  Владея информацией,  вы сможете  подтвердить  те или иные  события определенными персонажами и документами. 

Защита

Здесь нет определенного механизма или комбинации. Есть конкретные ходы, и первые два я привела выше. Следующим шагом может быть возможная ликвидация запачканного предприятия. Я понимаю, что наличие на нем недвижимости, основных фондов, делает ликвидацию достаточно затратным мероприятием и не факт, что целесообразным. Но хранить предприятие во имя доброго, раскрученного имени, не осознавая в полной мере возможные риски, будет непростительно, нелогично и безответственно. В случае возникновения неприятностей доброе имя никак не поможет вашим партнерам, а если вам определят статус «транзитера», то и отдуваться партнерам придется самим. Согласитесь, это не предаст дружественности отношениям с контрагентами. А так, нет предприятия – нет возможности его проверить, и как следствие, отстоять свою правоту контрагенту будет значительно легче. Что касается имени, то чаще всего мы работаем не с компаниями, а с менеджерами. И мне кажется, что партнерам легче объяснить закрытие предприятия, чем неожиданные проблемы, возникшие по вашей вине.

Отказ в предоставлении документов – следующий способ защиты. Сколько в течение месяца вы получаете всевозможных запросов на предоставление информации? И мы, казалось бы, такие умные в обычной деловой жизни теряемся перед простой бумажкой, пришедшей к нам почтой или переданной впопыхах молодым сотрудником  контролирующей службы. Адвокаты – народ прагматичный. А учитывая, что в соответствии со ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса (УПК), первичные документы являются доказательствами по делу, мы придерживаемся незыблемого правила – свои документы никому не давать (нет бумаги – нет дела).

Я не говорю об игнорировании. Речь идет о том, что в 90 % случаев у автора запроса нет на то ни оснований, ни полномочий (по крайней мере, на момент составления запроса). Мы не раз детально рассказывали об этом на своих практикумах, обращая внимание на моменты, когда можно и нужно «терять» документы, а в каких случаях даже стоит пойти на недопуск к проверке. Сейчас я в очередной раз напоминаю, что перед тем как что-то отдать, прочтите ст. 73 Налогового кодекса и параграф 4 УПК, а еще лучше спросите налогового адвоката.

Подводя итог, нужно отметить: наступает очередной виток борьбы бизнеса за выживание. Учитывая, что новое правительство взяло курс на уменьшение бессмысленных проверок и отказ от контролирующего беспредела я вижу, что количество проверок перерастет в их качество.

Мы должны понимать, что когда с наших доблестных контролирующих органов снимут сумасшедшие планы, они не перестанут оказывать давление на нас с вами. У них просто появится время делать это более качественно и с большим упорством, они станут более грамотными и целеустремленными. А мы с вами должны быть к этому готовы.