Новости

Будьте в курсе правовых событий и новинок действующего законодательства!

02.10.2015

Мониторинг законодательства: итоги сентября

Мониторинг законодательства: итоги сентября

ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

С 1 сентября 2015 г. минимальная зарплата - 1378 грн

С 03.10.15 г. вступает в силу Закон от 17.09.2015 г. № 704-VIII "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2015 год", закон начиная с 1 сентября 2015 г. увеличить минимальную заработную плату до 1378 грн. (то есть, увеличение тем самым задним числом). Также предусмотрено увеличение прожиточного минимума для:

·         детей в возрасте до 6 лет: 1167 грн.;

·         детей в возрасте от 6 до 18 лет: 1455 грн.;

·         трудоспособных лиц: 1378 грн.;

·         лиц, утративших трудоспособность: 1074 грн.

Компенсация среднего заработка мобилизованным предусмотрена не для всех

В письме Минсоцполитики от 19.08.2015 г. № 1067/13/84-15 сказано, что компенсация среднего заработка мобилизованных работников осуществляется только предприятиям, учреждениям и организациям (ст. 119 КЗоТ)! Иного законодательством не предусмотрено.
То есть, сохранения за мобилизованными работниками места работы, должности и выплаты среднего заработка, которые работают в фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных производственных кооперативах и у физических лиц-предпринимателей НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО. Но Минсоцполитики говорит, что мол соответствующий законопроект разрабатывается, вот только об этой разработке уже говорят чуть ли не с полгода…

Минсоцполитики и Госинспекция по труду разошлись во мнениях относительно способов направления уведомления о приеме работника на работу

Порядком от 17.06.15 г. № 413 "О порядке сообщения Государственной фискальной службе и ее территориальным органам о приеме работника на работу" предусмотрено, что согласно уведомление подается работодателем в орган ГФС по месту учета до начала работы работника по заключенному трудовому договору одним из следующих способов:

·         средствами электронной связи с использованием ЭЦП;

·         на бумажных носителях вместе с копией в электронной форме;

·         на бумажных носителях, если трудовые договоры заключены не более чем с пятью лицами.

Минсоцполитики и Госинспекция по труду умудрились издать 2 противоречащих друг другу письма

Так, в письме Госинспекции по труду от 03.08.2015 г. № 1364/24/21/01/2298-15 довольно справедливо сказано, что Порядок № 413 не определяет, каким именно путем бумажные носители должны быть доставлены в ГФСУ. По мнению специалистов, работодатель может прислать информацию почтовым отправлением с уведомлением о получении. В таком случае датой уведомления будет дата отправления письма согласно почтовой квитанции.

Вместе с тем, Минсоцполитики в письме от 19.08.2015 г. № 1069/13/84-15 высказало противоположное мнение: представление уведомления о принятых работниках с помощью предприятий почтовой связи Порядком не предусмотрено.

По нашему мнению позиция Минсоцполитики является более приемлемой и это связано, только лишь с тем, что налоговая должна быть уведомлена до начала работы нового сотрудника, если в день приема нового сотрудника уведомление будет направлено по почте то фактически орган ГФС будет проинформирован о приеме уже после допуска к работе нового сотрудника.

Норма продолжительности рабочего времени на 2015 год должна составлять 1995 часов вместо 2004 часов, а в октябре норма продолжительности рабочего времени в октябре с 5-дневной рабочей неделей с 2 выходными днями при 40-часовой рабочей неделе должна составлять 167 часов вместо 176 часов

Специалисты Минсоцполитики письмом от 18.09.2015 г. № 560/13/133-15 откорректировали нормы рабочего времени на 2015 год. Причиной послужило появление в стране нового праздничного дня – 14 октября, который не учтен в нормах продолжительности рабочего времени на 2015 год (письмо Минсоцполитики от 09.09.2014 г. № 10196/0/14-14/13).

НДС

Письмо ГФСУ от 26.08.2015 г. № 31730/7/99-99-19-03-02-17:порядок перечисления излишне зачисленных средств с электронного счета на текущий счет плательщика

Перечисление излишне зачисленных средств с электронного счета на его собственный текущий счет осуществляется на основании приложения Д4, которое подается в составе декларации по НДС.

Сумма, которая может быть перечислена плательщику, отражается в графе 5 таблицы о сведениях приложения (Д4), которая определяется как разница граф 1, 2, и 3 (гр. 1 - гр. 2 - гр. 3).

В текстовой части под таблицей о сведениях налогоплательщиком указывается сумма, которую он желает перечислить на текущий счет (сумма не может превышать сумму, указанную в графе 5 таблицы о сведениях), номер р/р, на который необходимо перечислить излишне зачисленные средства и МФО банка.

Использование сельскохозяйственным предприятием средств на специальном счете для увеличение суммы пополнения электронного счета - нельзя

В письме от 11.09.2015 г. № 33835/7/99-99-19-03-01-17  напомнили, что сельскохозяйственные предприятия используют в СЭА НДС два электронных счета: основной и дополнительный. Основной электронный счет - для проведения расчетов с бюджетом, а дополнительный - для перечисления средств на спецсчета сельскохозяйственных предприятий. Сумма НДС, который аккумулируется на специальном счете, используется сельскохозяйственным предприятием исключительно на производственные цели. Потому, перечисление плательщиком налога со спецсчета, на основной или дополнительный электронный счет, в целях увеличения регистрационной суммы, считаются использованными не на производственные цели, то есть использованными не по целевому назначению, что грозит применением соответствующих штрафных санкций, в частности по 123.2 НК.

На сайте Президента зарегистрирована ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕТИЦИЯ ОБ ОТМЕНЕ СИСТЕМЫ ДЕПОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ на НДС-счетах

Петиция об отмене НДС счетов №22/004403-еп была подана 08.09.15 с того момента По состоянию на 14:09 дня 8 октября за нее проголосовали 4029 человек из 25 тыс. необходимых. Петиция будет собирать подписи еще 61 день.

НДФЛ

В ГФСУ письме от 09.09.2015 г. № 21383/5/99-99-17-02-01-16: доходы военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, полученные в виде денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, начисленных (выплаченных) с 09.09.2015 на период их непосредственного участия в АТО, не облагаются НДФЛ и военным сбором.

В тоже время, ГФСУ подчеркнули, что порядок подтверждения статуса участников АТО для использования этой льготы должен быть установлен Кабмином. Однако на данный момент такой порядок правительством еще не утвержден.

Указанное письмо может говорить о том что то разработки Порядка Кабмином, ГФСУ будет выступать против применения льготы по НДФЛ и военному сбору для участников АТО, будем надеятся

ЕДИНЫЙ НАЛОГ

Новая форма декларации для единщиков 3-й группы (ЮЛ), утвержденная приказом Минфина от 19.06.2015 г. № 578, будет подаваться за 9 месяцев 2015 года, в том числе и для самостоятельного исправления ошибок, допущенных в предыдущих отчетных периодах (разъяснение с сайта ГФСУ).

Если же брать во внимание положения налогового законодательства, в частности п. 46.6 НК, то по новой форме единщики юрлица 3-й должны впервые представить за 2015 год, а за три квартала 2015 года должна подаваться декларация по старой форме.

Письмо Минэкономразвития от 03.06.2014 г. № 3132-04/18028-02:физические лица-единщики не могут осуществлять расчеты за товары, работы, услуги через электронные платежные системы, так как эти расчеты не относятся к безналичным расчетам (в понимании п. 1.4 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.04 г. № 22).

В письме, также сказано, что если единщик будет использовать в своей деятельности электронные деньги, то в качестве ответственности  единщик должен применить  ставку 15% к доходу полученному с помощью использования такой формы расчетов.

ОТЧЕТНОСТЬ

С 01.09.15 г. Законом  от 17.07.2015 г. № 655-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения налогового давления на плательщиков налогов» (далее – Закон № 655) изменен срок подачи налоговой отчетности, теперь налогоплательщики могут подавать ее не позднее, чем за 5 дней до окончания предельного срока представления налоговой декларации (было 10 дней).

БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАССА И РАСЧЕТЫ

С 25.09.2015 г. учетная ставка НБУ снижена до 22 % годовых, согласно постановлению НБУ от 24.09.15 г. № 627.

 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Распоряжение от 16.09.15 г. № 977-р: перечень государств, в которых ставки налога на прибыль (корпоративного налога) на 5 и более процентных пунктов ниже чем в Украине, сокращен

Кабмин распоряжением от 16.09.15 г. № 977-р действует с 16.09.2015 г. (это касается критериев предусмотренных пп. 39.2.1.2 Налогового кодекса) утвердил перечень государств (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративного налога) на 5 и более процентных пунктов ниже чем в Украине, из раннего перечня (установленного распоряжением 14.05.15 г. № 449) исключены: Швейцария, Грузия, Мальта, Ливан, ОАЭ, Сингапур, Марокко, Люксембург, Ямайка и Гваделупа.

КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения налогового давления на плательщиков налогов» от 17.07.2015 г. № 655-VIII: послабления в начислении пени

С 01.09.15 г. в ст. 129 НК предусмотрено:

·         пеня при самостоятельном начислении суммы денежного обязательства налогоплательщиком будет начисляться после истечения 90 дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства.

·         самостоятельное исправление ошибки в отчетности в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, пеня не начисляется.

Письмо ГФСУ от 28.08.2015 г. № 32067/7/99-99-22-04-02-17: с 01.09.15 г. налоговое уведомление-решение принимается в течении 10 в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки, даже если такая проверка была проведена в рамках уголовного дела

Итак, Законом № 655 внесены изменения в НК относительно принятия налоговых уведомлений-решений - отменены нормы, предусматривающие особенности принятия налоговых уведомлений-решений по результатам проверок, проведимых в связи с наличием уголовного производства относительно должностного лица (должностных лиц) налогоплательщика.

Т. е., с 01.09.15 г. по результатам проверок, которые проводятся (проводились) в рамках уголовного производства об уголовных правонарушениях, налоговое уведомление-решение принимается руководителем контролирующего органа (его заместителем) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки, а не 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения соответствующего судебного решения (обвинительный приговор, постановление о закрытии уголовного производства по нереабилитирующим основаниям), вступившего в законную силу, как было до 01.09.15 г.

Что касается проверок, которые проводятся (проводились) в рамках уголовного производства, начатого до вступления в силу Закона № 655, то в этом случае налоговые уведомления-решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

Это нововведение не касается налоговых уведомлений-решений по таможенным вопросам, поскольку в ТКУ изменения не были внесены (они, как и раньше, не выносятся до дня вступления в законную силу соответствующего решения суда).

Минфин приказом от 14.08.2015 г. № 706 утвердил два документа по контролю за трансфертным ценообразованием:

·         Порядок проведения мониторинга контролируемых операций, в соответствии с которым будут выявлять потенциальные риски и оценивать соответствие условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»;

·         Порядок опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования.