Новости

Будьте в курсе правовых событий и новинок действующего законодательства!

15.06.2015

ИТОГИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ИЮНЯ 2015 Г.

ИТОГИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ИЮНЯ 2015 Г.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Должность и заработок мобилизованного сохраняются за ним до демобилизации

11 июня 2015 года вступил в силу Закон от 14.05.15 г. № 433-VIII, который внес изменения в ст. 119 Кодекса Законов о труде. Закон предусматривает, что за мобилизованным работником сохраняются место работы, должность и средний заработок до дня демобилизации.

Ранее ст. 119 гарантировала сохранение места работы, должности или среднего заработка только на год, но теперь такие гарантии, пока работник не будет демобилизован или будет признан пропавшим без вести либо погибшим. Теперь также предусмотрено, что за мобилизованными на особый период, и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу по контракту, но не более чем на срок заключенного контракта, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали.

НДС

Уточненные суммы отрицательного значения по НДС не могут быть передекларированы как бюджетное возмещение

ГФСУ в письме от 28.05.2015 г. № 11246/6/99-99-19-03-02-15 указала, что если предприятием в таблице 1 приложения 2 к декларации по НДС за февраль 2015 года ошибочно не был отражен непогашенный остаток сумм НДС, заявленных к бюджетному возмещению на счет плательщика в банке за отчетные (налоговые) периоды до 1 февраля 2015 года, плательщик может исправить такую ошибку. Для этого он подает уточняющий расчет к такой декларации (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 Налогового кодекса Украины, далее — НКУ) с подачей приложения 2, содержащего информацию об уточненных показателях, в частности в графе 5 таблицы 1. В дальнейшем суммы, отраженные в графе 5 таблицы 1 приложения 2, могут быть направлены только для учета в расчете регистрационной суммы (п.п. «а» п. 33 подразд. 2 разд. XX НКУ) и не могут быть передекларированы как бюджетное возмещение.

НДФЛ

ГФСУ в письме от 06.01.15 г. № 167/6/99-99-17-02-15 отказывает физлицам-предпринимателям включать в состав расходов и налогового кредита по НДС суммы, уплаченные в связи с приобретением (сооружением) и содержанием основных средств.

В письме сказано, что такие ФОП не ведут бухучет и не могут учитывать основные средства на балансе, определять их первоначальную и остаточную стоимости, а также долю их использования именно в хоздеятельности. ГФСУ напоминает, что бухучет является обязательным видом учета, который ведется предприятиями (п. 2 ст. 3 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»), а предприниматели (кроме единщиков) обязаны вести книгу учета доходов и расходов по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 16.09.13 г. № 481 (п. 177.10 НК).

 

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Постановлением Кабмина от 04.06.15 г. № 381 утвержден новый Порядок расчета диапазона цен (рентабельности) и медианы такого диапазона для целей трансфертного ценообразования.

Порядок разработан в соответствии с пп. 39.3.2.3 НК, согласно которому, если цена в контролируемой операции или соответствующий показатель рентабельности контролируемой операции находится в пределах диапазона, считается, что такая цена соответствует принципу «вытянутой руки», а если за пределами - используется медиана диапазона цен (рентабельности).

Для определения диапазона берутся цены в схожих хозяйственных операциях, эти цены выстраиваются по возрастанию «от» и «до», каждой цене присваивается порядковый номер. В этот ряд не входит контролируемая цена операции, которая проверяется фискальной службой.

БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАСЧЕТЫ, КАССА

Обязательная продажа валюты, ограничения на расчеты

04.06.15 г. вступило в силу постановление Нацбанка от 03.06.15 г. № 354, которым:

1. Для субъектов ВЭД установлено, что:

·         срок расчетов по экспортно-импортным операциям не должен превышать 90 календарных дней

·         требование об обязательной продаже на межбанке 75 % поступлений валютной выручки в пользу резидентов не изменилось (как и прежде такая продажа осуществляется финучреждением на следующий день после зачисления средств на распределительный счет, без поручения клиента).
 

2. Для банков и финучреждений продлены ранее действовавшие и введены новые ограничения в деятельности:

·         в течение дня банк может продать одному лицу валюту не более, чем на 3 тыс. грн. в эквиваленте;

·         переводы за пределы Украины без подтверждающих документов не могут превышать сумму, эквивалентную 15 тыс. грн., с подтверждающими документами – в сумме, эквивалентной 150 тыс. грн.;

·         выдача наличных в гривне через кассы и банкоматы увеличена до 300 тыс. грн. (ранее – 150 тыс. грн.) в день на одного клиента. Это не касается выплаты зарплаты, командировочных в пределах норм, социальных и приравненных к ним выплат, а также возмещения вкладчикам Фонда гарантирования вкладов физлиц;

·         банк может досрочно возвращать валютные вклады в гривне по собственному курсу на день проведения операции;

·         банкам запрещается предоставлять клиентам гривневые кредиты (в том числе по открытым кредитным линиям и путем пролонгации ранее предоставленных кредитов), если в обеспечение по ним предоставляются имущественные права на денежные средства в иностранной валюте, размещенные на счетах в банках;
выдача иностранной валюты с текущих и депозитных счетов клиентов через кассы и банкоматы ограничена 15 тыс. грн. в эквиваленте в сутки на одного клиента;

·         банк не имеет права покупать валюту по поручению клиента-резидента (кроме физлица), при наличии у него валюты на текущих и депозитных счетах. Такой клиент-резидент выполняет обязательства в валюте за счет имеющихся у него денежных средств в иностранной валюте. Это не распространяется на случаи, когда общая сумма средств в валюте на счетах клиента меньше 25 тыс. долл. США (ранее – 10 тыс. грн.) в эквиваленте;

·         банки обязаны формировать и подавать НБУ реестр покупки (перечисления) валюты по поручению клиентов в день получения от клиента заявления о покупке иностранной валюты/платежного поручения.

Если сумма заявления о покупке валюты равна или превышает эквивалент 50 тыс. долл. США, то банк подает вместе с реестром отсканированные копии документов, которые являются основанием для осуществления этих операций. Информация по заявлениям о покупке валюты меньше 50 тыс. долл. США подается в реестрах в обобщенном виде.

КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Новые условия проведения проверок в сфере пожарной безопасности
 

Кабмин постановлением от 04.06.2015 г. № 361 изложил в новой редакции Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хоздеятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий госнадзора в сфере техногенной и пожарной безопасности, утвержденные постановлением КМУ от 29.02.12 г. № 306. Критериями степени риска от осуществления хоздеятельности в сфере техногенной и пожарной безопасности являются:

1.      осуществление деятельности:

·         на потенциально опасных объектах, а также на объектах повышенной опасности и стратегических объектах, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением КМУ от 04.03.15 г. № 83;

·         на объектах соответствующей категории по взрывопожарной и пожарной опасности согласно с НАПБ Б.03.002-2007 «Нормы определения категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;

2.      количество лиц, которые находятся на объекте (определяется в соответствии с ДСТУ-Н Б В.1.2-16:2013 «Определение класса последствий (ответственности) и категории сложности объектов строительства»);

3.      условная высота здания (определяется в соответствии с ДБН В.1.1.7-2002 «Защита от пожара. Пожарная безопасность объектов строительства»);

4.      площадь объекта;

5.      категория сложности объекта строительства (согласно с ДСТУ-Н Б В.1.2-16:2013 «Определение класса последствий (ответственности) и категории сложности объектов строительства»);

6.      наличие подземных и/или подвальных этажей, помещений, сооружений (определяется в соответствии с ДБН В.2.2-9:2009 «Здания и сооружения. Общественные здания и сооружения. Основные положения»);

7.      принадлежность объекта к памятникам архитектуры и истории;

8.      предоставление услуг и выполнение работ противопожарного назначения.

 

В соответствии с установленными критериями, деятельность субъектов хозяйствования относится к одной к определенной степени риска (что влияет на периодичность проверок).

Периодичность проверок техногенной и пожарной безопасности:

·         высокая степень риска — не чаще 1 раза в год;

·         средняя степень риска — не чаще 1 раза в 3 года;

·         незначительная степень риска — не чаще 1 раза в 5 лет.
 

ПРОЧЕЕ

Новый Закон о военном положении

11.06.15 г. вступил в силу новый Закон от 12.05.15 г. № 389-VIII «О правовом режиме военного положения». Закон предусматривает, что в Украине или ДАЖЕ в отдельных ее МЕСТНОСТЯХ может быть введено военное положение (понятие «местность» понимается ни как определенная административно-территориальная единица, а как часть поверхности земли, как определенная территория, понятие встречается в Методике по информационному наполнению аэронавигационных карт и схем, утвержденной приказом Госавиационной администрацией от 04.06.09 г. № 385). В случае введения военного положения военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти и местного самоуправления вводить такие меры:

·         трудовая повинность - трудоспособных лиц привлекают к общественно полезным работам, с сохранением прежнего места работы и должности на время выполнения повинности;

·         использование предприятий для нужд обороны - производственные и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности могут быть использованы для нужд обороны, может быть изменен режим их работы, производственная деятельность, а также условий труда но с соблюдением законодательства о труде;

·         принудительное отчуждение имущества - касается имущества любой формы собственности, отчуждается имущество для нужд государства, о чем должно выдаваться документы установленного образца;

·         особый режим въезда и выезда - ограничение свободы передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движения транспортных средств;

·         проверять документы у лиц, а в случае необходимости проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан (в данный момент без наличия на то оснований проводить такие мероприятия запрещено);

·         регулировать работу предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров и других предприятий, учреждений, организаций и заведений культуры и средств массовой информации;

·         изъятие средств связи, аудио-видео записи/воспроизведения, хранения и передачи информации - в случае нарушения правового режима военного положения изымать у физических и юридических лиц телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи;

·         военно-квартирная повинность для всех физических и юридических лиц – это право военной администрации потребовать расквартирования военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;

·         запрет проведения мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий;

·         отстранять от должностей руководителей юрлиц за ненадлежащее исполнение ими определенных настоящим Законом обязанностей.