Новости

Будьте в курсе правовых событий и новинок действующего законодательства!

10.04.2015

Итоги 15 недели

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Правительство предлагает установить ответственность за нарушение сроков выплаты зарплаты

Верховная Рада зарегистрировала законопроект № 2533 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения своевременной выплаты заработной платы".

В частности проектом предлагается:
- усилить ответственность должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности за нарушение трудового законодательства;
- освободить от уголовной ответственности работодателя в случае осуществления этим лицом выплаты как задолженности по зарплате, так и соответствующего возмещения;
- обязать работодателя - должника письменно сообщить выборный орган первичной профсоюзной организации (при ее наличии) об угрозе банкротства должника;
- расширить полномочия ликвидатора и членов ликвидационной комиссии относительно выплаты задолженности по зарплате.
В случае нарушения установленных законом, коллективным договором сроков выплаты зарплаты работодатель обязан оплатить работнику возмещение в размере двойной учетной ставки НБУ (сейчас – 30 %) в расчете на год за каждый день задержки, начиная со следующего дня после истечения установленных сроков выплаты зарплаты, включая день ее фактической выплаты.

ЕСВ

Относительно отражения в отчетности ЕСВ понижающего коэффициента ставки взноса

Как указано в письме ГФС от 23.03.15 г. № 9843/7/99-99-17-03-01-17, понижающий коэффициент применяется к доходам, начисленным за весь март 2015 г. Кроме того, в письме, как и в Законе о ЕСВ, речь идет о том, что в случае применения коэффициента плательщик единого взноса указывает на это в отчете. Речь идет об отчете относительно сумм начисленного ЕСВ, порядок формирования и представления которого утверждены приказом Миндоходов и сборов Украины от 09.09.13 г. № 454 (далее - Порядок № 454).

Как известно, на сегодня формы отчета о ЕСВ не содержат реквизит, где можно было бы указать такую информацию. Поэтому при сдаче отчетности за март 2015 г. советуем воспользоваться Разъяснением ГФС от 06.03.15 г. Несмотря на то что оно было предоставлено для случая применения понижающего коэффициента, согласно условиям его применения до внесения изменений, о которых шла речь выше, в сущности им можно воспользоваться и при представлении отчетности за март этого года. Таким образом, согласно этому разъяснению необходимо провести следующие действия.
Таблица 6 приложения 4 к Порядку № 454 формируется в обычном режиме. После заполнения и закрытия табл. 6 приложения 4 необходимо сформировать таблицу 1 приложения 4. При закрытых таблицах приложения 4 необходимо выбрать меню «Правка» и снять отметку заполнения табл. 1 из табл. 6 приложения 4 к Порядку № 454.
Далее в открытой табл. 1 в меню «Правка» необходимо обязательно отключить функцию «автоматический расчет».
Суммы начисленной заработной платы, начисленного и удержанного единого взноса должны быть отражены в таблице 1 приложения 4 к Порядку № 454, а именно:
– в строке 1 (в т. ч. строках 1.1 – 1.5) указываем общую сумму начисленной заработной платы, вознаграждений за выполненную работу (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, оплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия в связи с беременностью и родами; 
– в строке 2 (в т. ч. строках 2.1 – 2.5) - суммы начисленной заработной платы, на которые начисляется единый взнос. 
В строках согласно категории плательщиков, к которым отнесен работодатель, делаем соответствующие корректировки:
– в строке 3.1.2 – строка 2.1.2 х 36,3 % х на соответствующий коэффициент; 
– в строке 3.2.3 – строка 2.2.3 х 33,2 % х на соответствующий коэффициент.
Проверяем и пересчитываем суммы «всего».
После отправления отчета необходимо вернуть отметки на место.

БЮДЖЕТ

Изменения в Порядок возврата средств из бюджета

Минфин приказом от 23.02.2015 г.. № 202 внес изменения в Порядок возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, утвержденного приказом МФУ от 03.09.2013 г.. № 787.

Внесены изменения четко регламентируют не определены до сих пор вопросы, которые возникают во время возвращения средств, а именно:

-        для возврата судебного сбора (кроме ошибочно зачисленного) нужно предоставить в Казначейство оригинал или надлежащим образом заверенную копию решения суда;

-        возврата ошибочно или излишне зачисленных в бюджет налогов, сборов, платежей и других доходов бюджета осуществляется из того бюджета, в который такие средства были зачислены;

-        оплата услуг банков и предприятий почтовой связи при возвращении налогоплательщикам наличными ошибочно или излишне зачисленных в бюджет средств осуществляется за счет средств бюджета, из которого возвращается этот налог.

НДФЛ И ВОЕННЫЙ СБОР

Уточняющий расчет по форме № 1ДФ для отражения военного сбора за периоды 2014 года подавать не нужно

С 1 апреля 2015 года вступает в силу приказ Минфина «Об утверждении формы Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога (форма № 1ДФ) и Порядка заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога», которым внедряются новые формы указанных документов.

Новая форма дополнена разделом II: "Налогообложение процентов и военный сбор". В этом разделе нужно будет отражать общие суммы начисленных и выплаченных доходов, в виде процентов, выигрышей (призов) в лотерею, а также удержанного и перечисленного НДФЛ.
В строке «Военный сбор» следует отметить, кроме сумм начисленных и выплаченных доходов, общую сумму начисленного и перечисленного военного сбора. При этом, в налоговом расчете по форме 1ДФ в разделе II налоговые агенты не должны указывать сведения о физических лицах, которым начислены такие доходы.
Налоговый расчет по обновленной форме 1ДФ будет подаваться по итогам I квартала 2015 года.
Учитывая вышеизложенное, налоговым агентам не нужно подавать уточняющий расчет по форме № 1ДФ за периоды 2014 года с целью отражения военного сбора и сумм НДФЛ с начисленных и выплаченных доходов в виде процентов.

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Контроль за трансфертным ценообразованием: штрафы и внеплановые проверки

В письме ГФС от 23.03.15 г. № 9853/7/99-99-22-01-02-17 ГФС рассматривает отдельные вопросы применения норм налогового законодательства по контролю за трансфертным ценообразованием:

1. О документации по трансфертному ценообразованию, которую налогоплательщик предоставляет по запросу ГФС
С 01.01.15 г. правила представления налогоплательщиками документации изменены и унифицированы для всех категорий плательщиков. На запрос ГФС все налогоплательщики в течение месяца со дня получения запроса представляют документацию, которая должна содержать информацию, указанную в пп. 39.4.6 НК.
При направлении после 01.01.15 г.. ГФС запросов налогоплательщикам о предоставлении документации по трансфертному ценообразованию по отдельным контролируемым операциям, осуществленным в 2013 – 2014 годах, налогоплательщики и контролирующие органы обязаны применять нормы, действующие на момент направления запроса.

2. О применении к налогоплательщикам штрафных санкций за непредставление отчета о контролируемых операциях за 2013 год
Отчет о контролируемых операциях, осуществленных плательщиками в период с 1 сентября по 31 декабря 2013 года, подается до 01.10.14 г.
Непредставление налогоплательщиком отчета о проведенных им в течение года контролируемых операциях влечет за собой наложение штрафа в размере 100 размеров минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.
С 01.01.15 г. непредставление налогоплательщиком отчета о совершенных им в течение года контролируемых операциях или невключение в такой отчет информации о всех произведенных в течение отчетного периода контролируемых операциях влечет за собой наложение штрафа в размере:
- 100 размеров минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года - в случае непредставления (несвоевременного представления) отчета о контролируемых операциях;
- 5 % суммы контролируемых операций, не задекларированных в отчете.

3. О проведении внеплановой документальной проверки
В случае применения контролирующими органами к налогоплательщику штрафных (финансовых) санкций (штрафов) за нарушение законов по вопросам налогообложения такому налогоплательщику направляются (вручаются) налоговые уведомления-решения.
Документальная внеплановая проверка осуществляется, если налогоплательщиком не поданы в установленный законом срок налоговая декларация, расчеты, отчет о контролируемых операциях или документация по трансфертному ценообразованию, а в контролирующих органах имеется информация по фактам осуществления налогоплательщиком деятельности, которая привела к возникновению объектов налогообложения, наличия показателей, которые подлежат декларированию и/или наличия действующих (в том числе приостановленных) лицензий на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией.

ЭКОНОМИКА

Индекс инфляции в марте

По данным Государственной службы статистики Украины индекс потребительских цен на товары и услуги (индекс инфляции) в Украине (без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя) в марте 2015 года к предыдущему месяцу составил 110,8 %, к декабрю прошлого года – 120,3 %.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Обновлен список должностных лиц хозяйственного общества

Законом О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция) конкретизированы нормы, которая определяет, кто считается должностными лицами общества.

Согласно обновленной ч. 2 ст. 89 Хозяйственного кодекса Украины, должностными лицами хозяйственного общества являются физические лица - председатель и члены наблюдательного совета, исполнительного органа, ревизионной комиссии, ревизор общества, а также председатель и члены другого органа общества, наделенные полномочиями по управлению обществом, если образование такого органа предусмотрено учредительными документами общества.

Изменения в ЕГР юрлиц и ФЛП будут проводиться исключительно на основании оригиналов решений

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" с целью пресечения и предотвращения рейдерских захватов субъектов предпринимательской деятельности-юрлиц.

Изменения в ст. 19 и 29 обеспечат проведение регистрации изменений в учредительные документы предприятия с защитой права собственности совладельцев, с обязательным предоставлением оригинала их решения для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
Согласно действующим нормам этого Закона регистрация изменений состава учредителей (участников) предприятия, смены руководителя предприятия или свидетельства о государственной регистрации осуществляется не по представлению государственному регистратору оригинала решения о внесении изменений в учредительные документы, а на основании ксерокопии такого решения. Предоставление обычной, даже не заверенной надлежащим образом, ксерокопии позволяет получить контроль над юрлицом, распоряжаться его собственностью. Это дает возможность отстранять владельцев субъектов предпринимательской деятельности от руководства принадлежащими ему юрлицами.
Кроме этого, отсутствие оригиналов решений у государственных регистраторов делает невозможным и привлечение к ответственности лиц, виновных в рейдерском захвате.

Принят Закон о защите прав инвесторов

Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов» (законопроект № 2259)

Так, в частности, предусмотрено повысить уровень защиты прав инвесторов через:
- введение производного иска (право миноритарного акционера подать иск в интересах общества о возмещении убытков);
- внедрение ответственности должностных лиц хозяйственных обществ в случае причинения вреда обществу их неправомерными действиями;
- установление порядка признания сделки, совершенной лицом, недействительной и возврата прибыли, полученной по результатам такой сделки;
- предоставление права истцу на получение возмещения от общества своих расходов в связи с судебным рассмотрением дела по иску к должностному лицу общества о возмещении причиненных обществу убытков - в пределах фактически полученных обществом сумм;
- создание условий для перехода квази-публичных акционерных обществ в частную форму;
- введение института "независимых директоров", которые будут представлять интересы миноритарных акционеров в публичных акционерных обществах;
- установление детального регулирования сделок с заинтересованностью, которое будет учитывать интересы всех акционеров.