Новости

Будьте в курсе правовых событий и новинок действующего законодательства!

03.04.2015

Мониторинг законодательства с 30 марта по 3 апреля

 

ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Кабмин наконец-то утвердил Порядок выплаты работодателям компенсации за работников, призванных на военную службу при мобилизации

КМУ утвердил постановлением от 04.03.15 г. № 105 Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву при мобилизации, в особый период (опублиукован в «Урядовий кур'єр», 2015, 03, 17.03.2015 N 48, «Офіційний вісник України», 2015, N  22 (27.03.2015), ст.  606).

Для выплаты компенсации предприятие должно ежемесячно до 15 числа подать в орган соцзащиты населения отчет о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам. Такой отчет должен быть согласован с военкоматом, который призвал работника на военную службу, в части подтверждения призыва и прохождения военной службы.
Структурные подразделения социальной защиты населения ежемесячно до 23 числа предоставляют Минсоцполитики сведения об общем объеме фактических расходов на выплату среднего заработка работникам. Минсоцполитики направляет бюджетные средства органам социальной защиты населения, которые, в свою очередь, перечисляют их предприятиям, учреждениям, организациям.
Средний заработок работников определяется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.
Выплата компенсации осуществляется предприятиями в сроки, определенные ст. 115 КЗоТ.
Налогообложение, начисление и уплата ЕСВ на компенсацию производится согласно НКУ и Закону о ЕСВ.

ПФУ на своем официальном сайте дал определение понятия "работающий пенсионер" и является ли работающим пенсионер, зарегистрированный как частный предприниматель, который длительное время не имеет доходов.

В действующем законодательстве не дано определение понятия "работающее лицо". В то же время, согласно ст. 11 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" ФЛП, в том числе избравшие особый способ налогообложения (единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог), являются застрахованными лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Украины "О занятости населения", занятость населения обеспечивается путем установления отношений, регламентируемых трудовыми договорами (контрактами), осуществления предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законом.

Государственная регистрация ФЛП - это засвидетельствование факта приобретения или лишения статуса предпринимателя физическим лицом, а также совершение других регистрационных действий, предусмотренныхЗаконом, путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр (ст. 4 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей"). Согласно ч. 3 ст. 46 Закона, физическое лицо лишается статуса предпринимателя с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности ФЛП.

Поэтому, ФЛП считается работающим до даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

 

НДФЛ И ВОЕННЫЙ СБОР

Новые объекты налогообложения военным сбором

С 13 марта 2015 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, внесенные Законом от 02.03.2015 г. № 211-VIII.

Так, обложению военным сбором будут подлежать следующие виды доходов, которые не облагаются НДФЛ:
• проценты, начисленные на ценные бумаги, эмитированные Минфином, и на долговые обязательства НБУ;
• дивиденды, которые начисляются в пользу плательщика налога в виде акций (долей, паев), эмитированных юридическим лицом – резидентом, начисляющим такие дивиденды, при условии, что такое начисление никоим образом не изменяет пропорции (доли) участия всех акционеров (собственников) в уставном фонде эмитента, и в результате которого увеличивается уставный фонд эмитента на совокупную номинальную стоимость начисленных дивидендов;
• сумма дохода, полученная плательщиком налога за сданное (проданное) им вторичное сырье, бытовые отходы, лом цветных металлов, включая использованные (истощенные) аккумуляторы электрические свинцово-кислотные (код 8548 10 21 00 согласно УКТ ВЭД), остатки и лом электрических аккумуляторов с содержанием свинца (код 8548 10 91 00 согласно УКТ ВЭД) и лом драгоценных металлов, проданный НБУ;
• доходы от операций с валютными ценностями (кроме ценных бумаг), связанных с переходом права собственности на такие валютные ценности, за исключением доходов, налогообложение которых прямо предусмотрено другими нормами НКУ;
• инвестиционная прибыль от операций с долговыми обязательствами НБУ и казначейскими обязательствами Украины, эмитированными Минфином, в том числе от изменения курса иностранной валюты.

Облагается ли НДФЛ и военным сбором военным сбором разовая нецелевая материальная помощь, которая предоставляется работодателем работнику?

Налоговики напомнили, что в общий налогооблагаемый доход не включается сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, предоставляемой резидентами – юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем суммы предельного размера дохода, определенного в абз. 1 пп. 169.4.1 НКУ (в 2015 году – 1710 гривен).
Следовательно, в общий налогооблагаемый доход плательщика не включается, то есть не облагается сбором, сумма нецелевой благотворительной помощи, предоставляемой работодателем в пользу работника, которая совокупно в 2015 году не превышает 1710 грн., а в части ее превышения – подлежит обложению военным сбором на общих основаниях.

В базе налоговых знаний налоговики указали, какие расходы не включаются в расходы предпринимателя

В связи с принятием Закона № 71-VIII изменен порядок определения расходов у предпринимателя-общесистемщика.

Теперь пунктом 177.4 Налогового кодекса установлен исчерпывающий перечень расходов, прямо связанных с получением доходов.
Однако в данном перечне расходы на уплату налогов и сборов, лицензий, а также других специальных разрешений, отсутствуют. Данное правило не касается сумм ЕСВ, которые относятся в состав расходов.
Поэтому предприниматель не имеет права включить в состав расходов сумму уплаченных налогов (кроме ЕСВ), лицензий, разрешений.
 

НАЛОГОВЫЙ КОМПРОМИСС

Комитет ВР Украины по вопросам налоговой и таможенной политики отреагировал на многочисленные жалобы налогоплательщиков и бизнес-ассоциаций в связи с неправильным применением фискальными органами Закона о налоговом компромиссе.

В письме от 10.03.2015 г. № 04-27/10-598 Комитет отметил, что целью принятия данного Закона было установление диалога между государством и налогоплательщиками, а не всего лишь обеспечение дополнительных поступлений в госбюджет. Действия же контролеров зачастую приводят к нарушению прав налогоплательщиков, делают невозможным достижение налогового компромисса, и в целом могут поставить под сомнение целесообразность принятия Закона о налоговом компромиссе. Чтобы оперативно исправить ситуацию, Комитет дал контролерам целый перечень рекомендаций, включающий восемь пунктов.
В частности, Комитет разъяснил, что для налоговых обязательств, не согласованных ввиду продолжающейся процедуры судебного и/или административного обжалования, достаточным для применения налогового компромисса является подача заявления и уплата 5 % от указанной в нем суммы без каких-либо проверок. В таких случаях контролеры не вправе отказаться от заключения налогового компромисса.
 

РЕНТНАЯ ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ (СПЕЦВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ)

ГФСУ в Винницкой области отметила, что за объемы воды, которая передается водопользователем-поставщиком другим водопользователям без заключения с ними договора на поставку воды, рентная плата исчисляется и уплачивается таким поставщиком. Следовательно, субъект хозяйствования, который имеет разрешение на спецводопользование, в случае передачи в пользование на основании договора аренды помещений другому субъекту хозяйствования, является плательщиком рентной платы за весь объем фактически использованной воды, в том числе воды, использованной арендатором.

В случае получения арендатором отдельного разрешения на спецводопользование или заключения отдельного договора на поставку воды, рентная плата исчисляется и уплачивается непосредственно арендатором.
Если же арендатор самостоятельно заключил договор на поставку воды с водоснабжающим источником, но использует воду для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, то он не является плательщиком рентной платы.