Новости

Будьте в курсе правовых событий и новинок действующего законодательства!

10.10.2014

Главный фискальный орган подсуммировал судебную практику по обжалованию: приказов на проведение проверок, актов проверок, а также влияния процедурных нарушений, допущенных налоговым органом во время проверки

 

 

В письме от 12.09.2014 г. № 4352/7/99-99-10-02-02-17 Государственная фискальная служба обобщила судебную практику Высшего административного суда (далее - ВАСУ) и Верховного суда Украины (далее – ВСУ) по делам об обжаловании приказов на проведение проверок, актов проверок, а также влияния процедурных нарушений, допущенных налоговым органом во время проведения проверок налогоплательщиков.

1.      Судебное обжалование приказов о проведении проверки после допуска проверяющих на проверку, обжалование процедурных нарушений, допущенных работниками контролирующих органов при проведении проверки и влияние их на правомерность уведомлений-решений

Судебная практика по обжалованию приказов о назначении документальных выездных и фактических проверок говорит о том, что налогоплательщик, в случае если он считает, что налоговая нарушает порядок назначения проверки, может защититься от незаконной проверки, не допуская должностных лиц налогового органа к такой проверке. Если же орган, пусть и, не имея на  то законных оснований, был допущен к проверке, то предметом рассмотрения в суде может быть только суть выявленных налоговым органом нарушений законодательства, допущенных налогоплательщиком.

Таким образом, налогоплательщик должен задуматься над вопросом о необоснованности назначения и проведения проверки, до ее начала, приняв соответствующее решение: допускать налоговую на проверку или нет. В случае, если налогоплательщик не допускает представителей налогового органа к проверке, он должен незамедлительно обратиться в окружной административный суд с иском об отмене приказа о проведении проверки.  Если же налогоплательщик допустил должностных лиц к проверке, такое действие говорит о «согласии налогоплательщика с проведением проверки», потому суды не рассматривают процедурные нарушения, допущенных контролирующим органом при назначении налоговой проверки.

Однако ситуации несколько иная с невыездными проверками.В решениях ВАСУ от 20.08.2014 г. № К/800/1805/13, от 12.12.2013 г. № К / 800/32041/13 указано, что отправление соответствующего письма является достаточным основанием для начала невыездной проверки. Факт получения налогоплательщиком уведомления не является необходимым для возникновения у контролирующего органа права на проведение невыездной проверки.

Учитывая отсутствие процедуры допуска к невыездным проверкам, налогоплательщик не в состоянии выразить свое несогласие с правомерностью назначения налоговой проверки до момента ее проведения путем недопуска к такой проверке. Учитывая это, по мнению ВАСУ, в судебном порядке может рассматриваться вопрос о правомерности назначения и/или проведения невыездной документальной проверки независимо от того, произошла такая проверка на время рассмотрения дела или нет (решение ВАСУ от 08.07.2014 г. № К/9991/17470/11, от 01.07.2014 г. № К/9991/17782/11).

При наличии соответствующих оснований суд может признать противоправным приказ о проведении соответствующей невыездной документальной проверки, признать противоправными действия по проведения невыездной документальной проверки, учитывая отсутствие у контролирующего органа компетенции на ее проведение через несоблюдение оснований и / или условий для этого (решение ВАСУ от 28.04.2014 г. № К/800/38854/13).

 

2.      Обжалование приказов о проведении проверок  

Правовая позиция ВАСУ, высказанная в письмах от 27.07.2010 г. № 1145/11/13-10 и от 24.12.2010 г. № 1844/11/13-10 относительно того, что издание руководителем налогового органа приказа о проведении проверки приводит к возникновению обязанностей у налогоплательщика (допустить на проверку, если есть основания, и предоставить к проверке документы), соответственно приказ  может быть предметом рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Отдельные дефекты оформления приказа о назначении налоговой проверки (например, отсутствие или неполнота ссылок на конкретные нормы законодательства) не являются основанием для признания приказа незаконным, при условии, что в нем указано основание, предусмотренное законодательством для назначения проверки (определение ВАСУ от 09.07.2014 г. № К/800/19335/13 (2а-10721/12/0170/7).

3.      Обжалование в судебном порядке акта проверки, его выводов, а также действий по их составлению

ВСУ отмечает, что акт проверки не является решением субъекта властных полномочий в понимании ст. 17 КАС, не влечет возникновения любых прав и обязанностей для налогоплательщика, которого проверяли. Из этого следует, что выводы акта не могут быть предметом спора.

Акт проверки является носителем информации о выявленных, по мнению контролирующего органа, нарушениях законодательства субъектами хозяйствования. На основании акта контролирующий орган принимает решение, потому оценка акта, в том числе и оценка действий должностных лиц госоргана по его составлению, выводов проверки, может быть проведена в случае обжаловании решения, принятого на основании такого акта, так как именно решение влияет на права и обязанности налогоплательщика (постановление ВСУ от 10.09.2013 г. № 21-237а13).