Новости

Будьте в курсе правовых событий и новинок действующего законодательства!

13.03.2014

Последние дни Министерства доходов и сборов Украины, и последние важные новости налогового законодательства

01.03.14 г. КМУ принял постановление № 67 «О ликвидации Министерства доходов и сборов». Постановлением предусмотрено прекращение реорганизации Государственной налоговой службы (далее – ГНС) и Государственной таможенной службы (далее – ГТС), которая проводилась с целью создания единого фискального органа Министерства доходов и сборов (далее – Миндоходов), в соответствии с Указом Президента Украины от 24.12.12 г. № 726 «О некоторых мерах по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти». ГНСУ и ГТСУ опять станут центральными органами исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется КМУ через Минфин. ГНСУ и ГТС будут правопреемниками прав и обязанностей ликвидированного Миндоходов в соответствующих сферах деятельности.

В связи с этим юридически возобновят деятельность ГНС и ГТС и ликвидируют Министерство доходов и сборов. Как кажется, данное постановление предусматривает отказ от административной реформы в фискальной сфере, и возвращение на дореформенное положение. Однако это не совсем так. Если, как и раньше, ГТС обеспечивает реализацию государственной политики в сфере таможенного дела, то на ГНСУ возложили как функции  по администрированию налогов и сборов, выполняемых ранее в дореформенный период, так и функции по администрированию ЕСВ. Потому есть все основания предполагать, что это будет нечто среднее между тем, что предполагалось по результатам проведения реформы и тем,что было до нее – то есть КМУ остановится на достигнутом. Исходя из содержания постановления видно, что оно носит декларативный характер, не содержит ни  указаний на сроки его реализации, ни поручений нижестоящим органам исполнительной власти, потому говорить о конкретных структурных изменениях в органах ГНСУ и ГТСУ и вообще о сроках его реального воплощения в жизнь сложно.

Постановление КМУ от 01.03.14 г. № 67 вступит в силу со дня официального опубликования, на данный момент оно не опубликовано.

Несмотря на то, что Миндоходов уходит в историю, оно оставит за собой след. Хотим обратить внимания на последние достижения Миндоходов.  

Разработка критериев определения статуса «образцовый плательщик»

31.12.13 г. Миндоходов издало приказ № 896, которым утвердило Критерии определения плательщиков для получения статуса «образцовый плательщик»(далее – Критерии) и Программу поддержки плательщиков, получивших статус «образцовый плательщик» (далее – Программа).

 Данные документы были приняты Миндоходов с целью стимулирования субъектов хозяйствования к соблюдению требований налогового, таможенного законодательства, законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании (в т. ч. ЕСВ), улучшения организации работы с плательщиками.

В соответствии с Критериями для получения статуса «образцовый плательщик» налогоплательщик должен быть производителем продукции, произведенной на таможенной территории Украины, находится на общей системе налогообложения, быть плательщиком НДС и соответствовать всем 9 дополнительным критериям. К таким дополнительным критериям относятся: вовремя предоставлять налоговым органам налоговую информацию (налоговые декларации, всю предусмотренную законодательством отчетность, например по ЕСВ и финансовую отчетность, ответы на налоговые запросы), отсутствие налогового долга, рост налогового обязательства по налогу на прибыль в течении года не меньше чем на сумму которая равняется двойной учетной ставке НБУ, средняя численность работников более 50 человек за год и др.

В соответствии с Программой статус образцового плательщика присваивается в случае соответствия юридического лица – резидента в течение предыдущего календарного (отчетного) года указанным критериям. Кроме того, это юрлицо должно быть включено в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – ЕГР) не менее 3 лет, и в ЕГР в отношении него не должны быть внесены записи: об отсутствии подтверждения сведений о плательщике, отсутствии по местонахождению, о реорганизации или прекращении юрлица, об открытии процедуры банкротства, и др.

Статус «образцовый плательщик» предусматривает наличие таких привилегий: плановая документальная проверка не чаще чем 1 раз за 3 календарных года (если все 3 года он соответствует своему статусу), проведение камеральных проверок выдача различного рода справок в кратчайшие сроки, и возможность участия его представителей в обсуждении в Миндоходах реализации налоговой политики, а также автоматическое бюджетное возмещение.

Приказ вступил в силу с 28.02.14 г.

Утверждена новая форма № 1ДФ, которую Миндоходов требует подать уже за 1 квартал 2014

Приказ Миндоходов Украины от 21.01.14 г. № 49 «Об утверждении формы Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного из них налога (форма № 1ДФ) и Порядка заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного из них налога»

Миндоходов утвердило приказом Приказ от 21.01.14 г. № 49 новую форму Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного из них налога (далее - 1ДФ), а также Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного из них налога.

Сама 1ДФ почти не претерпела изменений. Однако, изменения коснулись справочника признаков доходов. В него добавлены 5 новых кодов (179, 180, 181, 182, 183): доходы от продаж продукции животноводства, от лома драгметаллов, от операций по конвертации ценных бумаг, от операций с валютными ценностями (кроме ценных бумаг), инвестиционный доход от операций с долговыми обязательствами НБУ и казначейскими обязательствами Украины, эмитированными Минфином.

Порядок предоставления 1ДФ, предусматривает,что 1 ДФ может готовиться налоговым агентом по следующим формам:

- на неповрежденном бумажном носителе формата А4 (количество листов не ограничивается) и заполняется машинописным текстом или печатными буквами без помарок, зачеркиваний, исправлений и уточнений, указываются порядковые номера страниц. В незаполненных полях информационной строки проставляется прочерк. Представление ксерокопии налогового расчета не разрешается;

- на электронном носителе в электронной форме с использованием специализированного программного обеспечения, актуальные версии которого бесплатно предоставляются в контролирующем органе по месту постановки налогового агента на учет и размещены на официальном веб-портале Миндоходов.

Налоговый расчет подается налоговыми агентами в один из следующих способов (п. 2.3 Порядка):

- средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно использования электронной цифровой подписи ответственного лица налогового агента в порядке, определенном законодательством;

- на бумажном носителе вместе с электронной формой на электронном носителе информации;

- на бумажном носителе, если количество строк в налоговом расчете не более пяти.

Интересно, что Миндоходов не учел, что правила представления налоговой отчетности предусмотрены
п. 49.3, 49.4 Налогового кодекса (далее – НК). В частности 49.4 говорит, что крупные и средние налогоплательщики предоставляют отчетность в электронной форме, а малые вольны выбирать самостоятельно: каким образом им представлять отчетность. Пункт  49.3  НК предоставляет возможность представлять отчетность тремя способами по электронным средствам связи, по почте или лично и никаких требований относительно представления вместе с бумажной копией еще и электронной нет, так же как и нет требований к способам представления отчетности в зависимости от количества строк в основной части отчета.

Приказом установлено, что он вступает в силу с 1 апреля 2014 года и что новая форма первый раз подается за 1 квартал 2014 года (приказ от 21.01.2014 г. № 49). Однако абз. 2 п. 46.6 Налогового кодекса устанавливают, что до определения новых форм деклараций (расчетов), вступающих в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором состоялось их обнародование, действуют формы деклараций (расчетов), действующие до такого определения. То есть, чтобы новая форма налоговой отчетности подавалась за 1 квартал 2014 г. ее необходимо было обнародовать еще в 4 квартале 2013 г., а приказ от 21.01.2014 г. № 49 был опубликован только 28.02.14 г.

Была введена новая форма налоговой накладной, которая должна использоваться уже с 01.03.14 г.

Напомним, с 01.03.14 г. налоговую накладную (далее – НН) нужно составлять по новой форме, утвержденной приказом Министерства доходов и сборов Украины от 14.01.14 № 10 , этим же приказом был утвержден и новый Порядок заполнения налоговой накладной.

Некоторые нововведения:

- НН можно составлять в электронном виде, в таком случае в левой части НН ставиться «Х» ;

- более нет поля для отображения номеров свидетельств плательщиков НДС;

- порядковый номер НН выравнивается по правому краю поля, а свободные ячейки остаются незаполненными;

-  в случае поставки товаров/услуг покупателю, неплательщику НДС, в т. ч. экспорт, осуществление операций в счет оплаты труда физических лиц, в строке «Индивидуальный налоговый номер покупателя» отражается условный ИНН «400000000000». Если услуги получены от нерезидента, место поставки которого находится на таможенной территории Украины, отражается условный ИНН «300000000000». Ну а если услуги не предназначены для использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг указывается условный ИНН «200000000000»;

- особенности выписки НН с применением обычных цен касаются только контролируемых операций.